Трактор ДТ-75М – один из семейства гусеничных тракторов общего назначения. Он выпускается Волгоградским тракторным заводом уже более полувека; модель ДТ просуществовала столько времени благодаря крайне удачному сочетанию цены, экономичности машины, эксплуатационных характеристик, простоте устройства и отличной ремонтопригодности трактора. Трансмиссия ДТ 75 отличается высокой надежностью при должном обслуживании трактора.
Технические характеристики
За более чем пятидесятилетнюю историю трактора машина прошла серьезные модернизации.
Интересно: в 2009 году из цехов Волгоградского завода вышел модернизированный трактор ДТ-75М, оснащенный обновленной кабиной, улучшенным капотом и финским двигателем, соблюдающим современные экостандарты. В дальнейшем моторный агрегат стали производить непосредственно в Волгограде.
Основа трактора – сварная рама. Она сделана из двух прямоугольных сварных лонжеронов, которые соединены друг с другом поперечными связями.
Основные параметры трактора:
- длина трактора: 4.24 м.;
- в транспортном положении (вместе с задним навесным устройством: 4.53 м;
- ширина: 1.85 м;
- высота (при измерении по крыше кабины трактора, плюс-минус 30 миллиметров): 2.705 мм;
- длина продольной базы трактора: 1.612 м.;
- колея хода гусениц: 1.33 м.;
- клиренс трактора: 37 см.;
- ширина тракторных гусениц: 39 см;
- масса вместе с двигателем А-41И: 6530 кг.;
- с указанным двигателем и дополнительным навесным устройством: 6590 кг.;
- с силовым агрегатом Д-245: ровно 6 тонн;
- с данным двигателем и навесным оборудованием – 6420 кг.
Двигатель трактора
В качестве силового устройства в тракторе был впервые применен 90-сильный дизельный двигатель А-41И. В дальнейшем сельскохозяйственные машины также стали комплектовать агрегатами Д-245.552, которыми оснащаются различные модификации грузовиков и спецтехники. Между этими агрегатами есть разница:
- А-41И выдает 94 л/с на в 69 кВт;
- Д-245 — 95.2 л/с на 70 кВт.
Моторы рядные, коленвал трактора вращается на 1750 оборотах у А-41И, на 1800 оборотах для Д-245.
Тракторные двигатели питаются дизельным топливом: на борту трактора смонтирован топливный бак расширенной до 315 литров емкости, обеспечивающий потребности мощного силового агрегата в питании.
Объем А-41И – внушительные 7.43 литра. Более новый четырехтактный дизель Д-245 менее «объемистый», всего 4.75 литра, что дает видимую экономию трактором дорогостоящего дизтоплива.
Расход топлива:
- трактор с А-41И потребляет 166,6 г/л.с*ч. ДТ;
- расход трактора Д-245 – до 161.7 г/л.с.*ч ДТ.
Моторы трактора имеют запас по крутящему моменту: соответственно 15 и 25 процентов.
Силовые агрегаты трактора охлаждаются жидкостной системой.
Интересно: самые современные модели трактора и для обеспечения функционирования при пониженных температурах снабжаются системой предпускового подогрева, запускающей двигатель при низких (от -5) температурах.
Ходовая
Передвижение трактора обеспечивает гусеничный механизм с направляющими колесами и ведущими. Конструктивная основа ходовой – гусеничные цепи, монтирующиеся на специальные поддерживающие ролики. Цепи идут с балансирными каретками в количестве 4 шт.
Ширина тракторной гусеницы – 390 миллиметров, удельное давление на грунт, развиваемое трактором – до 47 кПа.
Оснащение кабины водителя
В тракторе используется закрытая кабина по автомобильному типу, с увеличенными углами обзора. В кабине предусмотрена установка отопительного салонного оборудования для комфорта тракториста при минусовых температурах. Также трактор оснащен вентиляцией и механизмом очистки воздуха, запускающимся автоматически, когда двери трактора и окна закрыты.
Коробка передач трактора
Как и в изначальной модели, в ДТ-75М установлена аналогичная семиступенчатая трансмиссия, достаточно неприхотливая в работе.
Трансмиссия ДТ-75М
КПП ДТ-75М – четырехходовая, на 7 ступеней. Возможно дооснащение коробки:
- реверс-редуктором;
- ходоуменьшителем.
Механизм коробки трактора работает на шестернях постоянного зацепления. Использованная в конструкции коробка передач позволяет трактору развить скорость до 9.3 км/ч. Минимально возможная скорость перемещения трактора – 0.34 км/ч, ее можно добиться при установке опционального ходоуменьшителя. Он же увеличивает максимальную скорость трактора до 11.49 километров в час.
Реверс-редуктор помогает эффективнее использовать возможности трактора, не влияя при этом на скоростные характеристики.
Блок сцепления на ДТ-75М оснащен однодисковой сухой муфтой по замкнутому типу. КПП конструктивно расположена в едином с задним мостом трактора корпусе.
Работа моста основана на двух одноступенчатых планетарных механизмах, обеспечивающих поворачиваемость.
Тормозная система основана на ленточных тормозах.
Планетарные блоки работают и в режиме «движение назад», и при езде «вперед». «Планетарка» позволила значительно уменьшить силу, которую оператор техники должен прикладывать на рычаги, и это сделало трактор комфортнее для тракториста.
Стандартно трактор поставляется с валом отбора мощности для навесных устройств на 540 об/мин. Возможна установка другого механизма, на 1000 об/мин.
КПП трактора состоит из:
- сама коробка передач (механическая);
- муфта сцепления, соединяющая двигатель и другие элементы трансмиссии;
- главная передача;
- упомянутый ранее планетарный механизм;
- выходы на редукторы трактора, передающие крутящий момент на колеса, вращающие
- гусеницы.
Схема трансмиссии трактора:
- Увеличитель крутящего момента.
- КПП.
- Задний мост.
- Бугель спереди.
- Трансмиссионные конечные передачи.
- Опорный бугель.
- Опора задняя.
Внешний вид снятого агрегата:
Так выглядит для трансмиссии ДТ 75 схема переключения ступеней КПП из официальной документации:
Обслуживание трансмиссии ДТ 75 и типичные неисправности
Трактора часто эксплуатируют в тяжелых условиях. И трансмиссия трактора ДТ 75 в этом случае, как и прочие узлы, должна проходить своевременное обслуживание и замену изношенных узлов, чтобы избежать дорогого капитального ремонта.
Крайне важно использовать правильное масло. В трансмиссии ДТ-75М следует применять масло АК-15 для лета, и АКп – для зимы. Масло заливается в средний отсек заднего моста, откуда оно попадает в корпус КПП
.
Также нужно следить за чистотой агрегатов трансмиссии и не допускать в попадания посторонних элементов.
Возможные неполадки:
- Трактор уводит в стороны при езде по ровной поверхности.
Пришли в негодность накладки тормозных лент солнечной шестерни, их необходимо заменить.
- Рычаг управления откинут, педаль остановочного тормоза нажата, но трактор не поворачивается.
Неполадка, вероятнее всего, аналогична – накладки лент изношены и нуждаются в замене.
- Масляные подтеки из трансмиссии.
Их можно обнаружить визуально, и они свидетельствуют о нарушениях с уплотнением. Следует заменить вышедший из строя уплотняющий элемент.
- Пробуксовка, рывки в движении – указывают на различные проблемы с коробкой, требуется диагностика и замена неисправных деталей.
- Посторонние шумы, которые различимы даже на фоне гула двигателя, также говорят об износе и выходе деталей из строя. Еще одно показание к диагностике и ремонту – трактор не завершает действие после того, как оператор отдает трансмиссии команду.
При соблюдении правил эксплуатации коробка передач ДТ-75 показывает отличные результаты по выживаемости и надежности. Но если ремонт все же назрел, желательно использовать только новые запчасти, приобретенные напрямую у производителя, или через официальных дилеров. То же самое касается и смазочно-охлаждающих жидкостей. Конечно, трансмиссия ДТ-75М может быть отремонтирована «на скорую руку» и в полевых условиях, но для обеспечения долгой и безупречной работы ее починкой должен заниматься квалифицированный специалист с соответствующими инструментами и запчастями.