Автоматизированная механическая трансмиссия, или сокращенно АМТ быстро завоёвывает рынок и пользуется большим спросом среди потребителей. Завоевать популярность коробке помогло удобство эксплуатации и комфорт при езде на автотранспортном средстве.
Производители автомобилей так же уделяют механизму много внимания и делают ставку на дальнейшее использование и усовершенствование коробки. Все дело в большом количестве положительных нюансов, это: простота и надёжность конструкции, относительно небольшие габариты и вес, невысокая цена производства и главная особенность, это приличная экономия топлива. Не случайно коробка данного типа активно устанавливается на автомобили марки «Лада», выпускаемые ПАО «АвтоВАЗ».
Устройство и принцип работы
Многие пользователи не понимают до конца принцип работы роботизированной коробки, считая её сложным механизмом. Конструктивно 5 АМТ коробка «Лада» является не чем иным, как 5-ти ступенчатой механической коробкой передач, управление которой взяла на себя электроника.
Итак, 5 АМТ что это, рассмотрим подробно. Детальное рассмотрение коробки, выпускаемой ПАО «АвтоВАЗ» говорит о том, что используется стандартная схема автоматизированной трансмиссии механического типа с применением одного диска в конструкции фрикционного сцепления.
Компоновка выглядит следующим образом:
- Сцепление коробки;
- Коробка переменных передач, механического типа;
- Приводы передач коробки и привод сцепления;
- Управляющий модуль коробки.
За управление передачами отвечает специальное устройство, мехатроник. Поскольку он представляет собой набор управляющих элементов, в виде датчиков и электроники, то механических связей для переключения передач конструкцией не предусмотрено.
В его состав входит:
- Датчик оборотов коробки переменных передач на первичном валу;
- Селектор управления режимами коробки передач;
- Актуатор, управляющий переключением передач и выключением сцепления коробки;
- Контролер коробки передач.
Коробка передач работает в одном из двух режимов: автоматическом и полуавтоматическом. Получая информацию с датчиков, в автоматическом режиме коробка переключает передачи без участия водителя. Передачи переключаются посредством программного обеспечения и сигналов, поступающих от модуля управления. В ручном режиме, передачи переключаются водителем с применением рычага переключения. Движение вперед, повышает передачу, движение назад, понижает.
С 2012 года на автомобили «Лада» устанавливали Японскую коробку 4 АТ, производимую фирмой Jatco. Это классический четырех ступенчатый автомат, укомплектованный гидравлическим трансформатором. Перед покупателями стоял вопрос, 4 АТ или 5 АМТ, что лучше, на чем остановить выбор и как это скажется на дальнейшей эксплуатации? Автомат имел ряд преимуществ, связанных с плавностью хода и комфортом. Однако недостатков было больше, это повышенный расход топлива, дорогое и сложное обслуживание. Со временем робот стал популярен среди автолюбителей.
На какие автомобили устанавливается
Первый автомобиль под маркой «Lada Приора» в комплектации с АМТ, был выпущен в 2014 году, устанавливаемая коробка имела модификацию АМТ-2182. После обкатки и доработки механизмов и элементов программы, автоматическими механическими трансмиссиями стали укомплектовывать «Ладу Гранта», случилось это в марте 2015 года, и «Lada Веста», в 2016 году. Такой же коробкой передач укомплектовали автомобили «Lada Калина» и «Lada Xray».
Поздние модификации коробок, конструктивно похожи на первую коробку передач, выпущенную компанией. Разница заключается в усовершенствованной программе последней версии, которую разрабатывала немецкая компания ZF Friedrichshafen AG. В основе принципа положено использование нового алгоритма переключения трансмиссии и усовершенствованная функциональная логика. АМТ имеет ряд особенностей при эксплуатации, характеризуется как простой, надежный, экономичный агрегат.
Достоинства и недостатки
Сравнивая трансмиссию с другими представителями автоматов, можно выделить как положительные, так и отрицательные черты коробки.
Достоинства агрегата 5 АМТ:
- Пониженный расход топлива, показатели сопоставимы с механической коробкой передач 5 МТ;
- Низкая себестоимость запасных частей и работы в случае ремонта коробки передач;
- Конструкция коробки позволяет буксировать автомобиль при помощи троса или жёсткой сцепки;
- При потере мощности аккумуляторной батареей коробка позволяет завести автомобиль с «толкача»;
- Фрикционный диск и смазочные материалы коробки передач рассчитаны на весь срок службы изделия;
- Защита коробки от неправильного переключения, что позволяет избежать поломки;
- Наличие у коробки автоматического и ручного переключения передач;
- Плавная работа педалью газа способствует переходу без рывков и провалов с передачи на передачу;
- Переключение происходит за короткий промежуток времени, в пределах 120 мс.;
- Наличие автоматического алгоритма, позволяющего начинать движение машины, находясь на наклонной поверхности.
Недостатки, присутствующие в эксплуатации коробки:
- Поскольку конструктивно в коробке передач предусмотрено применение сцепления с одним диском, это приводит к потере тяги при переключении;
- Нет возможности применять спортивное вождение автомобиля, поскольку коробка передач при резком нажатии педали газа выдает плавный отклик;
- Нет возможности принудительно выравнивать скорости вращения валов коробки, путём манипуляции педалью газа;
- Отсутствие под рулевых переключателей, при помощи которых можно оперативно менять алгоритм работы коробки передач.
Обслуживание трансмиссия 5 АМТ
Согласно данным производителя, трансмиссия 5 АМТ не нуждается в обслуживании, её элементы защищены от воздействия пыли и влаги, что в свою очередь закрепило за коробкойрепутацию простого, надёжного, безотказного механизма.
Тем не менее, рекомендуется придерживаться правил:
- Следить за уровнем масла, в результате механических повреждений коробки возможна его утечка;
- Вовремя проводить адаптацию сцепления роботизированной коробки.
Коробка представляет собой набор шестеренок, управление которыми осуществляет актуатор ZF. Сцепление коробки со временем изнашивается и его необходимо подстраивать под актуатор, этот процесс и называется адаптацией, он предназначен для устранения рывков и толчков при движении.
Адаптация проводится:
- Каждые 15000 км пробега автомобиля;
- В случае замены сцепления;
- При обновлении настроек бортового компьютера.
Процесс прост и занимает несколько минут: через специальный диагностический разъём автомобиль соединяется с компьютером «АвтоВАЗ», электрик включает программу и в прямом режиме связывается с сервером производителя. Данные сбрасываются на сервер, после чего заводится двигатель и в течение нескольких секунд происходит адаптация.
Диагностику коробки желательно проводить у официального представителя, поскольку для выполнения работ потребуется специальное оборудование и обученный персонал.
Многие жалуются, что весьма веста клюёт из-за этого амт