Режимы АКПП: обзор, особенности, нюансы использования и работы

Автоматическая коробка передач обеспечивает переключение ступеней коробки максимально удобно для водителя: педаль сцепления отсутствует, автоматика делает все операции сама. Но, помимо прямого движения и заднего хода, существуют и другие режимы АКПП, активируемые водителем или включающиеся сами в определенных ситуация.

Обзор режимов АКПП

Режимы работы АКПП зависят от ее типа и конструктивных особенностей автомобиля. Выделяют:

Любая АКПП обеспечивает основные режимы работы:

  • движение вперед – положение D на селекторе, автоматический режим выбора передач;

положение D

  • режим заднего хода – положение R;

положение R

  • «парковочное положение» — режим обозначается буквой P;

режим P

  • «нейтральное положение», обозначаемое символом N.

нейтральное положение

Для этих режимов автоматической коробки передач в автомобилестроении установился типичный порядок: P-R-N-D. Вид селектора режимов классической АКПП:

типичный порядок

Если присмотреться к селекторам современных АКПП и инструкциям к оснащенным ими автомобилям, можно увидеть и другие обозначения режимов, таких, как пониженная передача (обозначается соответствующей цифрой на селекторе, например, 3/D3, 2/D2, или буквой L).

пониженная передача

Также возможны дополнительные режимы:

  • «зимний» режим (WINTER или SNOW);
  • «экономичный» и спорт режим на автомате (NORM/ECO и PWR/SPORT) соответственно;
  • режим Overdrive, включаемый кнопкой O/D на рычаге коробки и служащий для блокировки-разблокировки повышенной передачи. Это режим нужен для определенных условий движения.

Overdrive

Важно: кнопки дополнительных режимов инженеры могут вывести на приборную панель, в зависимости от марки и модели авто.

Кроме того, некоторые АКПП оснащены возможностью «ручного» переключения передач, позволяющего водителю самостоятельно менять ступени трансмиссии. Переход на каждый из этих режимов осуществляется переводом селектора в соответствующую позицию.

Некоторые режимы коробка активирует самостоятельно, например:

  • «кикдаун» — режим резкого ускорения;
  • аварийный режим, в который АКПП переходит при обнаружении блоком управления каких-то неисправностей.

Рассмотрим эти режимы подробнее.

Основные режимы

Движение вперед – режим D
Как видно из названия, это – штатный режим работы АКПП, в котором коробка передач сообщает крутящий момент колесам для движения машины прямо. Блок управления АКПП самостоятельно выбирает нужную ступень, ориентируясь на показания датчиков скорости, режима работы двигателя, и т.д. Водитель в процессе выбора участия не принимает, если только не задействовал кнопку управления Overdrive или «ручной» режим, о которых будет рассказано далее.

Число ступеней коробки закладывается производителем, в современных АКПП оно обычно находится в диапазоне от 4 до 8. Говоря о ступенях, следует отдельно упомянуть вариатор, где понятие «номер передачи» достаточно условно, поскольку переключение происходит бесступенчато. Но для водителя этот нюанс большой роли не играет.

Задний ход
В этом режиме (R – Reverse) автомобиль движется задом. Задействуется только одна скорость, чтобы автовладелец не имел возможности разогнаться задним ходом слишком сильно.

Важно: нельзя переключать автомобиль на режим заднего хода в движении – это можно делать только после полной остановки, во избежание поломки и дорогого ремонта механизмов коробки передач.

Автоматические коробки содержат блокировочный механизм, предотвращающий запуск этого режима из положения D или одной из «пониженных» передач.

Важно: если рычаг АКПП находится в D, R, 3, 2… и так далее, двигатель, если он выключен, запустить невозможно. Следует сперва переместить селектор в «парковку» или «нейтраль».

P – положение парковки
Это важный режим автоматической коробки передач, отсутствующий у «механики». Переводя рычаг в данное положение, водитель «разъединяет» коробку и двигатель, то есть крутящий момент на колеса более не передается. При этом также блокируются ведущие колеса, машина, таким образом, не может самостоятельно сдвинуться с места. В данном режиме можно только завести двигатель.

Читайте также...  Компрессометр для дизельных и бензиновых двигателей: Измерить своими руками

Зная это, некоторые автовладельцы считают режим «паркинг» полным аналогом стояночного тормоза, или «ручника». Мнение это категорически неверное, и про ручной тормоз забывать нежелательно. Блокировка колес в режиме P обеспечивается механизмами коробки, а не «ручником». Механизм блокировки надежен и его хватает для фиксации авто на ровной поверхности. Но если водитель паркует машину на уклоне, следует, остановившись и не отпуская тормозов, затянуть «ручник», и лишь потом перевести коробку в «паркинг». Под уклоном механизм испытывает повышенную нагрузку и способен выйти из строя.

Важно: в P следует переключаться только после полной остановки!

Нейтральное положение
Режим N – полный аналог «нейтрали» на механических коробках. Можно заводить и глушить двигатель, усилие от него на колеса не передается, при этом последние на заблокированы и свободно вращаются. Машину можно толкать или буксировать на небольшие расстояния.

Важное замечание о буксировке: это можно делать лишь на малых скоростях (до 20-30 км/ч, и на малые расстояния (до 30-40 км.), особенно при заглушенном двигателе. Связано это с особенностями устройства АКПП, механизмы которой при буксировке способны выйти из строя. Некоторые автомобили с АКПП буксировке не подлежат вообще.

Автовладельцы иногда совершают ошибку, переводя коробку в «нейтраль» при ожидании на перекрестках, светофорах и т.д. Делать это действительно можно, но только при долгих остановках, на минуту-полторы и больше, чтобы избежать перегрева коробки. В других случаях достаточно удерживать тормоз в режиме D. Излишнее переключение режимов вызывает ускоренный износ механизмов АКПП.

Еще одно интересное замечание касается перехода в режим «нейтраль» на заглушенном моторе. Например, рассмотрим ситуацию: утро, автовладелец выходит к автомобилю и обнаруживает, что тот не заводится. Принимается решение везти транспортное средство в автосервис. Поскольку самостоятельно машина передвигаться не способна, ее нужно везти на эвакуаторе. И, когда эвакуатор приезжает, становится понятно, что погрузка осложняется блокировкой колес в режиме P. И снять ее нельзя, поскольку на заглушенном моторе селектор в N обычным способом не переключить.

Интересно: автомобили на «автомате» обычно оснащаются возможностью принудительной разблокировки рычага АКПП. Это может быть отверстие под ключ рядом с рычагом, куда нужно просто засунуть ключ зажигания, нажав внутреннюю кнопку. Возможны другие методы разблокировки – выполнение определенных действий с кнопками приборной панели, поиск и отжатие фиксатора селектора АКПП, и прочие варианты. Конкретная методика описывается в инструкции к автомобилю.

Если попытаться погрузить авто с заблокированными колесами, можно спровоцировать повреждение коробки передач.

Пониженные передачи
Они обозначаются цифрами 3, 2, или буквой L на селекторе. Как это выглядит:

Пониженные передачи

Пониженные передачи используются для езды в сложных условиях:

  • преодоление препятствий:
  • подъемы, спуски;
  • движение по льду, и т.д.

Режим L на АКПП (Low) следует использовать только на очень малых скоростях (заезд в гараж, преодоление бордюров, ступенек) и, например, для попытки выехать из грязи, на тросе или самостоятельно. Движение на больших скоростях в режиме L запрещено.

Дополнительные режимы

S – Snow

Указанный режим коробки автомата предназначен облегчить водителю езду зимой, по снежному покрову, льду. При его активации коробка «трогает» с места авто со 2 передачи, а не с 1, как обычно. Машина не пробуксовывает и легче начинает движение. Помогает этот режим и при движении по:

  • возвышениям с асфальтовым или грунтовым покрытием;
  • ·мокрой траве.

Важно: зимой Snow-режим максимально эффективен только при наличии хорошей зимней резины.

Пример кнопки режима:

Читайте также...  Что будет если перелить масло в двигатель. Последствия перелива масла в двигатель

Snow-режим

NORM или ECO

Это обычный режим работы коробки, в котором автомобиль экономично расходует бензин, передачи переключаются плавно, в соответствии с заложенным в ЭБУ коробки штатным алгоритмом.

режим ECO

SPORT/PWR

Активация спорт режима изменяет логику работы коробки для максимально эффективного использования мотора. Коробка работает на каждой передаче как можно дольше, переключаясь при достижении максимальных оборотов для каждой ступени. Автомобиль становится динамичнее, быстрее разгоняется, этот режим подходит для любителей быстрой и агрессивной езды.

спорт режим

Режим Overdrive

Кнопка Overdrive служит для задействия и отключения повышающей передачи. При выключенном Overdrive на 4-ступенчатой АКПП, например, блокируется возможность включения высшей 4 передачи. Зачем это нужно?

Можно привести аналогию с механической пятиступенчатой коробкой. Пятая передача в ней – повышающая, то есть вторичный вал КПП вращается с большей скоростью, чем первичный. Аналогичная возможность есть и у «автомата», и за его работу отвечает режим Overdrive. При включенном O/D на приборной панели не горят никакие индикаторы, а повышающая передача активируется после окончания разгона и достижения некоторой скорости (от 50 км/ч и выше), когда водитель слегка отпускает педаль газа.

Кнопка Overdrive:

Режим Overdrive

Если отжать кнопку, на «приборке загорится индикатор O/D off, и АКПП не будет переходить на повышающую передачу.

Когда рекомендуется выключать режим овердрайв:

  • при высокоскоростном обгоне, желательно в этой ситуации использовать кикдаун (см. далее);
  • при буксировке другого транспорта;
  • на спуске, чтобы обеспечить более эффективное торможение двигателем;
  • на бездорожье;
  • на длинных подъемах;
  • при езде на скоростях до 60 км/ч;
  • в ситуациях, когда приходится часто менять скорость без необходимости быстрого движения.

Когда режим овердрайв активен, коробка при разгоне производит последовательную смену передач от низшей к высшей. Когда включается «повышающая», происходит блокировка гидротрансформатора, и в этот момент некоторые водители чувствуют характерный толчок, воспринимаемый ими как переход на высшую ступень АКПП. При снижении скорости ГДТ разблокируется, и коробка меняет передачи в обратной последовательности.

Следует отметить, что нет единого мнения – отключать режим овердрайв в городе, или нет. Аргументирующие «за» отключение специалисты считают, что в городе нет возможности долго двигаться на одной скорости, и отключение овердрайва способно сэкономить ресурс автоматической коробки за счет меньшего количества совершаемых АКПП операций. Кроме того, считают они, это экономит и дорогое топливо.

Выступающие «против» отключения режима резонно указывают, что в городском режиме движения переключение скоростей происходит часто вне зависимости от активности или бездействия овердрайва, поэтому на износ АКПП режим не влияет. То же касается и расхода топлива – в городе он будет в любом случае выше, чем на трассе, а повышающая передача, в моменты высоких скоростей, поможет немного сэкономить горючее.

Кикдаун

Данный режим АКПП включается, когда водитель резко выжимает педаль газа. При этом действии АКПП автоматически переключается на более низкую передачу, позволяя машине быстрее разогнаться. Режим полезен на трассе при обгоне, когда обгоняемое транспортное средство движется на относительно высокой скорости.

Важно: злоупотреблять кикдауном нежелательно, частое его использование способно спровоцировать поломку АКПП.

Ручной режим (М)

В зависимости от производителя коробки он называется AutoStick, TipTronic или StepTronic). Он позволяет водителю самостоятельно менять ступени КПП, управляя ей в ручном режиме (хотя технически его можно назвать «полу-ручным»).

Читайте также...  Как переключать скорости на механической коробке передач

Оснащенные этой функцией коробки имеют специальную секцию на селекторе со знаками «+» (повысить ступень) и «-» — понизить:

Ручной режим

Переведя селектор в секцию, водитель получает контроль над коробкой. Чтобы вернуться в автоматический режим, рычаг возвращается в позицию D.

Аварийный режим АКПП

Аварийный режим АКПП – это состояние, к которому переходит коробка при повреждении и каких-либо неисправностях, обнаруженных электронным блоком управления. На приборной панели может загореться лампа Check Engine. В аварийном режиме при переводе селектора в D коробка принудительно задействует единственную передачу (для 4-ступенчатых это, как правило, 3, для более современных передача может быть другой). Это позволяет автовладельцу довести машину «своим ходом» до ближайшего автосервиса, где проведут диагностику и ремонт.

В аварийном режиме автомобиль может ехать, но разгоняется очень медленно, двигаться на высоких скоростях нельзя, как и ехать в таком режиме на большие расстояния.

У аварийного режима АКПП причины бывают разнообразны. Выделяют три группы проблем, приводящих к переходу в аварийный режим АКПП:

  • Сбои электроники.

АКПП – сложное устройство, получающее данные и сигналы от множества датчиков по жгуту проводов. Если какой-то датчик вышел из строя, оборвался провод или окислился контакт, трансмиссия перестает получать нужную информацию и переходит в аварийный режим. Иногда, хотя и относительно редко, выходит из строя сам ЭБУ коробки.

Важно: замыкания в проводке и выгорание предохранителей также способны вызывать это явление.

Чтобы устранить проблему, следует проверить электрику и электронику, починить провода и заменить вышедший из строя компонент.

Если в коробке перелито или недолито масло, ЭБУ АКПП обнаруживает это и активирует аварийный режим до устранения неисправности. Следует проверить уровень ATF и долить до необходимого (или слить лишнее).

Важно: неправильный подбор масла также может вызвать переход в аварийный режим.

  • Механические проблемы.

Режим включается и при повреждении, выходе из строя компонентов коробки – гидравлической и механической части. При подозрении на это требуется диагностика АКПП, разборка и замена сломавшегося блока.

Важно: современные АКПП имеют в составе блок самодиагностики, куда записываются коды ошибок. Их можно считать при помощи специального устройства и ПО, это помогает локализовать неисправность.

Иногда помогает простая замена предохранителя (схему расположения в блоке предохранителей нужно смотреть в инструкции к авто), или даже выключение-включение зажигания. Если проблема сохраняется, требуется полноценная диагностика и ремонт коробки.

Несколько типичных ситуаций:

Постоянный аварийный режим или переход в него после прогрева коробки.

  • Вероятная причина – неисправный датчик температуры, нужна замена такового.

Бессистемные «сваливания» АКПП в режим.

  • Вероятно, повреждена проводка или контакты, нужна диагностика электрики и соединений между блоками.

Внезапное включение режима вне фаз смены передач.

  • Вероятная причина – поломка одного из системных датчиков: ABS, ДМРВ, положения дроссельной заслонки, состояния распредвала.

Удар и переход в АКПП к аварийному режиму при переводе рычага в D, или во время перехода от 1 ко 2 ступени.

  • Возможная причина – поломка датчиков вращения валов, выходного или входного.

Постоянное пребывание КПП в аварийном режиме.

  • Скорее всего, виноват ЭБУ коробки, нуждающийся в замене.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
MOTORAN.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: