Вариатор Jatco JF015E: устройство, особенности, типичные неполадки

Коробка передач CVT-7 Jatco JF011E долгое время пользовалась заслуженной популярностью благодаря своей надежности. В 2010 году Джатко решили обновить линейку коробок передач, выпустив новый вариант – JF015E, более компактный и легкий.

Устройство и особенности коробки

Особенности

Jatco – основной поставщик автоматических трансмиссий для автоконцерна Nissan. Если говорить о вариаторах, то здесь Джатко выступает в роли бесспорного лидера: из цехов фирмы выходит примерно половина вариаторных коробок передач.

Коробка Jatco JF015E принадлежит именно к семейству вариаторов. Ее сфера применения – компактные легковые машины с моторами до 1.8л. В РФ эту коробку можно встретить в популярных марках авто Nissan Juke, Qashqai. Она во многом похожа на «старшего брата» JF011E, но отличается максимальным крутящим моментом:

  • JF011E: до 250 Нм;
  • JF015E: до 180 Нм.

Видно, что новая коробка CVT передает меньший крутящий момент, и рассчитана на более экономичные и слабые двигатели. В старшие модели Qashqai, с мощными силовыми агрегатами, ставится «большая» коробка JF011E. Термин «большая» часто используется специалистами в автосервисах, чтобы отличать одну коробку от другой: вариатор JF015E в обиходе называется, соответственно, «маленькой» коробкой.

Важно: КПП крайне чувствительна к чистоте и качеству масла.

Помимо Nissan, эта коробка ставится на ряд моделей Suzuki (Swift, Alto и др.), некоторые автомобили концерна Mitsubishi, и т.д. Перечень оснащенных данным вариатором транспортных средств постоянно растет.

Устройство

Главная деталь любой вариаторной коробки – клиноременной механизм. В его состав входят конусные шкивы и ремень, передающий крутящий момент. Передаточное число коробки меняется за счет сближения и развода шкивов.

Важно: ремень в коробке – толкающий.

Клиноременной блок:

Клиноременной блок

Кроме него, в состав рассматриваемой коробки входит гидроблок (гидротрансформатор) и необычный для таких коробок механизм — планетарный двухступенчатый редуктор. Он несколько усложняет конструкцию вариатора, позволяя взамен добиться важных целей:

  • сделать коробку меньше и легче;
  • увеличить диапазон смены передаточных чисел коробки.
Читайте также...  Как правильно проверить уровень масла в коробке автомат - АКПП

Последнее можно сделать модификациями только вариатора, но такой шаг сделает коробку больше и массивнее, что нежелательно для небольших авто. Оснащение коробки гидроблоком и редуктором стало решением технической задачи без утяжеления АКПП. В физическом плане JF015E легче на 13%, и на 10% – короче коробки JF011E.

Необходимое для работы вариатора давление создается специальным насосом:

специальный насосос

Как уже упоминалось, редуктор коробки – двухступенчатый. Для обеспечения движения в режиме D он имеет две ступени, переключаемые автоматически, без вмешательства водителя. Управляют планетарным механизмом фрикционная муфта и тормоз.

Еще одна важная особенность коробки – возможность включить движение авто задом без смены направления вращения вариаторных шкивов, благодаря «планетарке». Это значительно увеличивает ресурс коробки, поскольку исключаются высокие нагрузки при смене направлений движения. Вариаторы плохо переносят такие испытания, между тем, в некоторых ситуациях переключать коробку «вперед-назад» приходится часто, например, при парковке.

Очистка масла коробки обеспечивается двумя фильтрами:

  • грубой очистки (325010А);

325010А

  • тонкой (325013А).

325013А

Первый фильтр коробки очищает масло металлический сеткой меняется при проведении капремонта или после экстремального загрязнения масла, второй представляет собой бумажный картридж и меняется регулярно, при плановых заменах масла коробки.

Место установки фильтр-картриджа по мануалу:

Место установки фильтр-картриджа

Мануал к JF015E указывает, что использовать следует только оригинальное масло NS-3:

масло NS-3

Типичные проблемы коробки JF015E

Рассматриваемый вариатор достаточно надежен. Установленные в коробку JF015E гидроблок и редуктор не доставляют владельцам особых проблем, хотя и могут иногда страдать типичными для этих модулей «болезнями». Но есть и некоторые неполадки, характерные именно для коробки JF015E.

Грязное масло

Иногда авто с этой коробкой начинает жаловаться на рывки, неравномерность движения. Тому может быть ряд причин, но в большинстве случаев они связаны с деградацией масла в коробке и его загрязнением.

Важно: дилеры рекомендуют менять масло в коробке каждые 60 тыс. км., но желательно делать это еще раньше, на 20-30 тысячах.

В трансмиссионную жидкость коробки попадают продукты износа шкивов вариатора – металлические опилки, стружка. Фракции должны улавливаться магнитами, но это не всегда происходит достаточно эффективно. Посторонние компоненты в масле приводят к ускоренному износу компонентов коробки, например, гидроблока. Его неполадки приводят к хаотичным колебаниям давления жидкости с последующим движением шкивов коробки, как результат, автомобиль движется неравномерно.

Читайте также...  Опель Астра J- Замена масла в АКПП

По аналогичным причинам происходят и «пинки» коробки, часто они говорят об износе клапанов и плиты гидроблока. Узел нуждается в переборке и замене поврежденных деталей.

Плохое масло в коробке способно привести к поломкам шкивов: ремень проскальзывает, на шкивах возникают задиры, повреждается и сам ремень, в итоге может выйти из строя клиноременной блок.

задиры

Поверхность можно отшлифовать, но желательна полная замена конусов. То же касается и ремня коробки – даже если его протектор не очень изношен, его рекомендуется сменить. Специалисты также советуют делать это сразу при покупке подержанного авто с этой коробкой.

Важно: ремень нужно ставить точно по стрелке направления вращения. Если это правило не соблюсти, он немедленно порвется.

Поломка подшипника входного вала коробки
Первичный вал коробки конструктивно слаб. Сильные нагрузки перекашивают вал, он начинает вибрировать, в итоге – разбивается весь узел с необходимостью замены всего первичного вала. Происходит это, в основном, из-за экстремальных условий эксплуатации.

Внешний вид:

подшипник входного вала

Важно помнить: CVT не предназначен для езды в режиме «газ в пол», это типично «городская» коробка, сделанная для комфортного перемещения в потоке и езды в пробках.

Любителям быстрой езды больше подойдут коробки DSG или классические гидромеханические АКПП, более лояльно относящиеся к высоким скоростям и резким стартам.

Поломка насоса

Насос коробки имеет достаточно слабый клапан, оставшийся в наследство от JF011E. Если давление масла резко увеличится, клапан может перекосить и заклинить. Давление в масляной магистрали упадет, коробка перестанет нормально работать. В таком случае обычно под замену идет весь насос.

Эта проблема более характерна для моделей коробки первых лет выпуска.

Поломка солнечной шестерни

Причина этой неисправности коробки – слишком быстрая езда и резкие разгоны. Как уже упоминалось, коробка JF015E не рассчитана на подобный режим эксплуатации. Симптом проблемы – отказ машины двигаться вперед, при работающем заднем ходе.

Читайте также...  5HP19-Обзор трансмиссии

Солнечная шестерня:
Солнечная шестерня

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector