Компания Mitsubishi долгое время сотрудничала с корейским автоконцерном Hyundai. В рамках этого сотрудничества было создано много технических решений. Инженеры обеих фирм тесно сотрудничали, и результатом этого партнерства стала серия автоматических коробок передач F4A41, F4A42, и модификаций АКПП.
Описание АКПП- F4A41, F4A42
АКПП Hyundai-Mitsubishi серии F4A41/42 была создана в 1997 году и имеет 4 ступени переключения скоростей. Коробки устанавливались на различные модели корейских, японских, китайских авто, и на представителей американского автопрома. Среди получивших такие коробки моделей – Хендай Соната, Санта Фе, Таксон, Kia Cerato, Mitsubishi Galant, Lancer, и другие. Машины с объемом двигателя 1.3… 1.8 л. получали АКПП F4A41, а усиленная коробка F4A42 устанавливалась на более мощные движки от 1.6 до 2.8 л.
Внешний вид снятой коробки F4A42:
Селектор на рассматриваемых АКПП типичен для «четырехступок». Так выглядит ставившийся на автомобили Mitsubishi Galant с 4-ступенчатой коробкой F4A42 селектор переключения скоростей:
Модификации и отличия
Как уже упоминалось, АКПП F4A42 – усиленный вариант коробки. Усиление заключается в отличии в числе фрикционов пакетов. Как следствие – барабаны торможения и сцепления коробки более емкие. Кроме того, в варианте коробки *42 фильтр масла выведен наружу, что делает коробку чуть удобнее в обслуживании. В этой серии, в плане примененных технологических решений, ощущается влияние концерна Крайслер, с которым Мицубиши находились в тесном партнерстве.
Была также разработана и выпущена достаточно редкая модификация АКПП W4A42 для полноприводных авто. В РФ эта коробка чаще всего встречается на популярных машинах семейства Mitsubishi Lancer.
Параллельно создавалась серия АКПП F4A51 и R4A51, отличительная особенность которых – возможность передавать больший крутящий момент. Эти АКПП обладают усиленными узлами, помимо этого, в пакете торможения 2-brake у коробок имеется 4, дополнительный, фрикцион.
Позднее был создан еще один вариант данной АКПП – F4A4B, имеющий множество модификаций. Здесь можно упомянуть расшифровку маркировки названия коробки F4A4B и прочих из серии:
- F – означает АКПП для передне-приводного автомобиля;
- 4 – указывает на количество ступеней трансмиссии;
- A – признак того, что коробка автоматическая (automatic);
- 4B – обозначение изготовителя коробки, модели и маркера последовательности сборки (соответственно, 4x, 5x – обозначают другие модификации, отличающиеся крутящим моментом и другими нюансами, например, F4A51 дает больший крутящий момент).После этих обозначений может указываться дополнительный цифробуквенный индикатор, указывающий на мотор, с которым использовалась данная коробка, и конкретную модель авто. Так, например:
- 1R1Z – означает, что коробка ставилась на полуторалитровые «Лансеры» IX и X;
- 2J1Z – говорит о модели «Диамант» с мотором 2.5 литра;
- 46NZ – для Outlander, и так далее.
Модификации коробок имеют конструкционные и размерные изменения, не позволяющие ставить АКПП одной модели на ТС, предназначенное для работы с другой коробкой: разные колокола коробки, отличия в размерности деталей АКПП, и пр. Несмотря на это, многие детали взаимозаменяемы, что в некоторых случаях облегчает ремонт коробки.
Типичные неполадки и слабые места
Заявленный ресурс данных АКПП – около 250-300 тыс. км. без поломок. Тем не менее, коробки имеют некоторые конструктивные недочеты, ведущие к выходу отдельных компонентов из строя. Кроме того, играет роль и время, детали коробок естественным путем изнашиваются. Самой надежной частью считается электрика: инженеры заложили в электрические компоненты АКПП повышенный запас прочности, хотя датчики коробки от времени могут ломаться.
Распространенная проблема у коробок F4A41, F4A51 и модификаций с приличным пробегом – поломка планетарного ряда. Это конструктивно слабый узел коробок, которому свойственно выкрашивание игольчатого подшипника АКПП. Вместе с ним отказывают:
- коронная шестерня коробки;
- задний планетарный ряд.
Еще одна частая проблема коробок – сгорание пакетов 2nd Brake и Underdrive. Происходит это из-за поломки клапанной гидроплиты АКПП. Соленоиды и клапаны коробки постепенно изнашиваются, приводя к масляному голоданию в пакетах. Попутно страдает и гидротрансформатор АКПП.
Нередко отказывают изношенные, пережившие масляное голодание гидроблоки АКПП. Встречаются модификации таковых:
- с 5 установленными соленоидами коробки;
- с 5 и соленоидом ЕРС;
- с 6, и также с соленоидом ЕРС.
«Летят» в коробках датчики входных и выходных оборотов. Чем старше АКПП, тем больше вероятность выхода из строя, особенно если коробка не обслуживалась владельцем должным образом.
Факторы поломки АКПП
Данные коробки, при должном уходе, отличаются высокой надежностью и способны «отходить» до 300 тысяч километров, при своевременной замене масла, фильтров и прочих расходников. Тем не менее, АКПП может выйти из строя, если:
- не соблюдать правила эксплуатации коробки – слишком резко переключать скорости и направления движения, не дожидаясь остановки машины;
- придерживаться резкого стиля езды;
- использовать автомобиль в экстремальных условиях, на тяжелом бездорожье и т.п.;
- заливать не рекомендованное производителем коробки, некачественное масло, использовать
- для АКПП дешевые расходные материалы плохого качества;
- не обращать внимания на тревожные симптомы («пинки» АКПП, нагрев коробки, посторонние звуки).
Существует мнение, которого придерживаются профессионалы в сфере авторемонта, что АКПП Mitsubishi-Hyundai весьма требовательны к трансмиссионному маслу. Жидкость в АКПП должна быть качественной: так, например, неприхотливые коробки Toyota вполне способны перенести заливку альтернативных ATF отMobil или Shell, то для рассматриваемых моделей следует использовать рекомендованное масло от производителя. Причина такой избирательности – высокая теплонагруженность коробок. Повышенное тепловыделение АКПП ведет к разжижению стандартных масел, которые теряют смазывающую способность. Фирменная жидкость разрабатывается специально с учетом этой особенности коробок.
Немаловажный фактор, как упоминалось ранее – естественный износ деталей АКПП. Время не щадит даже самые надежные узлы, и после определенного пробега планетарный механизм коробки, гидроблок, тормозная лента, масляный насос и прочие элементы могут нуждаться в замене просто потому, что выработали свой технический ресурс.
Ремонт
Если коробка отказала или подает тревожные сигналы (пинки при переключении, ухудшение динамики и т.д.) – необходимо диагностировать проблему, отыскать вышедшую из строя запчасть АКПП и заменить ее. Если причина неполадки только в старом масле, его можно попытаться поменять в коробке самостоятельно. В российских условиях делать это рекомендуется каждые 50 тыс. км. пробега.
Более сложные поломки коробки потребуют вмешательства специалиста. Для АКПП Мицубиши выпускаются специальные ремонтные комплекты.
Схема АКПП из официального документа:
Ремкомплект 362002 для коробок F4A41/42 из набора сальников и прокладок (называемый также OverhaulKit):
Универсальный комплект фрикционов 326003B для замены вышедших из строя:
В документации можно найти и прочие артикулы запчастей коробки, которые нуждаются в замене.
Важно помнить: аккуратное использование и своевременное обслуживание – гарантия долгой и безупречной службы коробки. Если же настала необходимость в ремонте, делать это должен квалифицированный специалист автосервиса, обладающий нужными навыками, знаниями и оборудованием.
Здравствуйте!
Нигде не могу найти информацию о взаимозаменяемости моделей АКПП Mitsubishi. Подскажите пожалуйста, возможно ли заменить АКПП серии W4A42-2-RZD (как в моём случае) какой либо другой моделью?
И ещё вопрос: Если замена возможна, можно ли поставить АКПП, скажем, с большим передаточным числом, или большим количеством передач (например W4A51, или W5A51)?
Заранее благодарю за разъяснение, или за ссылку, где можно это выяснить!