Фирмы Mazda и Ford имеют давнюю историю успешного сотрудничества. Коробка передач 4F27E создана в 1998 году и предназначалась для переднеприводных автомобилей Ford и Mazda с моторами от 1.3 до 2 л. объема. Коробка имеет 4 ступени переключения, маркировка в классификаторе Mazda – FN4A-EL.
Устройство и особенности коробки
АКПП 4F27E относится к гидромеханическим коробкам, известным своей надежностью и неприхотливостью. Разработчики решили зайти дальше, применив инновационные электронные компоненты в механизмах управления коробкой: степень открытия масляных каналов коробки регулируется особыми соленоидами, благодаря чему удалось сделать коробку меньше в размерах и легче.
Раскладка соленоидов коробки:
Кроме того, подобное техническое решение позволило эффективно охлаждать и обеспечивать смазкой компоненты коробки.
Внутри АКПП содержит датчики:
- температурной характеристики охлаждающей жидкости коробки;
- показателя давления масла в системе.
Последнее свойственно не всем коробкам, но именно датчики давления позволяют определить неисправность масляной системы (утечку масла и т.д.) на ранних этапах.
Еще одна особенность коробки 4F27E – полностью электронное управление. Селектор коробки передач не связан с ее агрегатами напрямую, благодаря чему почти полностью исключаются варианты выхода из строя механизмов коробки при неправильных манипуляциях водителя (например, переключения режимов работы на ходу, и др.).
Конечно, можно резонно возразить, что обилие электроники делает коробку сложнее, а каждый электронный узел – дополнительная слабая точка. Это утверждение, в целом, справедливо, но электронные компоненты коробки подбирались инженерами очень тщательно и обладают высокой надежностью. Выход из строя управляющих элементов случается довольно редко, а если у коробки проблемы с гидроблоком или соленоидами, это говорит, скорее всего, о пробеге свыше 300 тыс. км., и не лучшем обслуживании. При должном сервисе и замене масла ресурс коробки 4F27E примерно равен таковому у мотора автомобиля, куда она установлена.
Капитальный ремонт коробки обычно проводится после упомянутых выше 300 тыс. км. пробега, иногда и раньше, примерно на 200 тысячах.
Код 4F27E несет в себе зашифрованное описание особенностей коробки:
- 4 – указывает на количество ступеней трансмиссии коробки;
- F – означает Front Wheel Drive, то есть АКПП для переднеприводных автомобилей;
- 27 – индикатор крутящего момента коробки. Этой цифрой зашифрован показатель 270 фунтов на фут, что означает максимально возможный крутящий момент, передаваемый коробкой, до 366 N-m;
- E – первая буква от слова Electronic во фразе Fully Electronic Control, что говорит о полностью электронном управлении коробки.
Ремонтопригодность коробки
Отдельным параграфом стоит выделить ремонтопригодность коробки. 4F27E имеет уникальную конструкцию, благодаря которой возможен ее капитальный ремонт без снятия коробки с автомобиля. Это позволяет легко проводить все сервисно ремонтные операции и, кроме того, делает их существенно дешевле, поскольку демонтаж автоматической коробки передач в автосервисе идет отдельной услугой, за соответствующую плату.
Для коробки достаточно просто найти запчасти, как новые, так и с рынка б/у.
Куда ставилась коробка
В разные годы коробкой 4F27E оснащались различные модели автомобилей.
Ford:
- Fiesta;
- Festiva;
- Laser;
- Focus;
- Ixion;
- I-max;
- Telstar;
- Lynx;
- Tierra.
Mazda:
- Mazda 2;
- 3;
- 5, 6;
- Atenza;
- Mazda 323;
- Familia;
- Demio;
- MPV (модификация VAN);
- Biante;
- Axela;
- Tribute;
- Protégé;
- Premacy;
- Verisa.
Замена масла в АКПП 4F27E
Краеугольный камень регламентных работ, необходимых для долгого и качественного функционирования коробки – замена в ней трансмиссионного масла.
Если открыть мануал к автомобилю (сервис-книжка), там можно найти запись об интервале замены масла коробки в 40 тыс. км. Желательно придерживаться этого указания, хотя на практике в отечественных реалиях разброс пробега, после которого в коробке меняют трансмиссионную жидкость, от 30 до 60 тыс. км. Если масло менять вовремя, коробка прослужит дольше без капитального ремонта, в противном случае вероятен выход агрегата из строя, с дальнейшим дорогим ремонтом или заменой коробки на контрактную.
В коробку-автомат 4F27E заливается трансмиссионная жидкость типа Mercon V. В модификациях автомобилей после 2003 года масло для АКПП 4F27E стали заменять на Dextron VI или Mercon LV – Low Viscosity. Последний вариант отличается пониженной вязкостью (на что указывает аббревиатура LV), что позволяет коробке легче работать в условиях пониженных температур, так как масло не густеет. Особенно полезно это при «холодном старте», когда водитель зимой сразу начинает движение, не прогревая АКПП.
Для полной замены понадобится около 7 литров масла. Для 4f27e замена масла желательна на «родное» от производителя, Mercon LV от Ford выпускается в таких канистрах:
Для Mazda следует использовать ATF Mazda M-V:
Кроме самой жидкости, для замены масла коробки понадобится новый фильтр. Он состоит из нетканой мембраны и подлежит замене при каждой смене трансмиссионного масла. Есть несколько модификаций фильтров коробки, в зависимости от глубины используемого поддона:
с заборником 17 мм;
с высоким заборником на 34 мм.
Последний используется в коробках, стоящих на автомобилях Mazda.
Капитальный ремонт коробки
После достижения пробега в 200-300 тыс. км. коробка может нуждаться в капитальном ремонте. В его ходе обычно используют так называемый Оверол Кит – ремкомплект из прокладок и сальников, которые к такому пробегу «устают» и теряют свойства. Меняют также втулки и фрикционы, для которых существуют свои ремкомплекты.
Существует, кроме Оверол Кита, и Мастеркит – большой ремкомплект для коробки 4F27E, в который, кроме прокладок и фрикционов, входит набор стальных дисков.
Если делают полную переборку коробки, в ремонтный набор обычно добавляют тормозную ленту. Делают это и в случаях, когда в ремонт поступил автомобиль со сгоревшими фрикционами режимов реверса или овердрайва.
Типичные неисправности
Коробку в сборе приходится менять достаточно редко, большинство поломок можно устранить заменой запчастей.
- Выгорание фрикционов Reverse и Overdrive
Эта неисправность стала отмечаться уже в первые годы после внедрения данных коробок в эксплуатацию. Овердрайв выгорал особенно часто, и в итоге Mazda заменила фрикционы в этом пакете на усиленные, что снизило количество случаев выгорания.
Выход из строя пакета Reverse можно назвать второй по частоте «болезнью» коробок. Проблема связана с конструкцией 4F27E, благодаря которой узлы изнашиваются из-за постепенно развивающегося масляного голодания пакета реверс. Данная неисправность не уникальна только для рассматриваемой модели коробки передач – со схожими неприятностями сталкиваются даже обладатели авто с надежными коробками Aisin серии U140-240.
Теоретически фрикционы – «вечные» то есть рассчитаны на весь срок эксплуатации коробки. Но их выгоранию способствует нехватка масла. Масляное голодание развивается, когда посадочное место барабана реверса на суппорте задней крышки (reverse drum) изнашивается, и под тефлоновыми кольцами не остается масла. Дальше происходит простой физический процесс:
- давление масла упало;
- прижимание ослабло;
- металл скользит о металл;
- детали нагреваются;
- фрикционы сгорают.
Схема положения барабана:
Цифрой 759 обозначен суппорт.
Корень проблемы кроется в двух вещах:
- конструктив коробки (упомянутое выше масляное голодание);
- электроника.
Дело в том, что бортовой компьютер не запрещает электронике акселератора перегружать конструктивно слабый узел коробки передач, ускоряя его выгорание.
Следует отметить, что автомобили Ford сталкиваются с описанной проблемой при достаточно почтенном возрасте, а Mazda подвержены ей на ранних сроках эксплуатации.
Форсированный режим движения, разрешаемый ЭБУ, увеличивает испытываемые суппортом коробки боковые нагрузки. Это перекашивает барабан и тефлоновое кольцо, которым оснащен суппорт. Кольцо заклинивает между крышкой суппорта и барабаном коробки, трение расширяет техническую канавку-щель, имеющуюся там, и через нее масло постепенно уходит – сначала из овердрайва, а затем и реверса. В конце концов это приведет к разбиванию барабана и сгоранию пакета Reverse, с заменой таковых.
Барабан реверса коробки иногда подлежит восстановлению, но чаще просто ставят новый. Барабан reverse в сборе АКПП 4F27E – запчасть относительно недорогая, и его замена позволит значительно продлить срок службы коробки.
Иногда вместе с барабаном ставят и новый поршень.
- Пропадание 3, 4 передачи коробки.
Это – следствие сгорание фрикционов пакета Direct и износа директ-барабана. Может также быть изношена задняя крышка коробки, потеряно давление на директ или серво поршень. Проблема решается заменой соответствующих узлов.
- Пропали 2 и 4 передача.
Причина – оборвалась или сгорела тормозная лента коробки. Метод устранения – замена ленты.
- «Вылетела» задняя передача.
Происходит это по причине сгорания реверсных фрикционов коробки, поломки поршня обратного направления, срыва стопорного кольца. Меняются соответствующей запчасти.
- Посторонние звуки «хруст» из коробки, машина перестала двигаться.
Вышел из строя дифференциал или планетарный механизм коробки. После дефектовки следует поменять сломавшиеся детали на новые.
- Розовая пена в масле при проверке, признаки ржавчины на щупе.
В масло коробки попал антифриз. Следует как можно скорее устранить протечку и сменить масло.
- Коробка перешла в аварийный режим.
Могут выходить из строя шифтовые соленоиды коробки, которые нужно поменять.
Осыпался блокировочный фрикцион коробки, изношены втулки насоса. Меняются соответствующие детали.