АКПП 4F27E: обзор, особенности, типичные неисправности

Фирмы Mazda и Ford имеют давнюю историю успешного сотрудничества. Коробка передач 4F27E создана в 1998 году и предназначалась для переднеприводных автомобилей Ford и Mazda с моторами от 1.3 до 2 л. объема. Коробка имеет 4 ступени переключения, маркировка в классификаторе Mazda – FN4A-EL.

Устройство и особенности коробки

АКПП 4F27E относится к гидромеханическим коробкам, известным своей надежностью и неприхотливостью. Разработчики решили зайти дальше, применив инновационные электронные компоненты в механизмах управления коробкой: степень открытия масляных каналов коробки регулируется особыми соленоидами, благодаря чему удалось сделать коробку меньше в размерах и легче.

Раскладка соленоидов коробки:

Раскладка соленоидов

Кроме того, подобное техническое решение позволило эффективно охлаждать и обеспечивать смазкой компоненты коробки.

Внутри АКПП содержит датчики:

  • температурной характеристики охлаждающей жидкости коробки;
  • показателя давления масла в системе.

Последнее свойственно не всем коробкам, но именно датчики давления позволяют определить неисправность масляной системы (утечку масла и т.д.) на ранних этапах.

Еще одна особенность коробки 4F27E – полностью электронное управление. Селектор коробки передач не связан с ее агрегатами напрямую, благодаря чему почти полностью исключаются варианты выхода из строя механизмов коробки при неправильных манипуляциях водителя (например, переключения режимов работы на ходу, и др.).

Конечно, можно резонно возразить, что обилие электроники делает коробку сложнее, а каждый электронный узел – дополнительная слабая точка. Это утверждение, в целом, справедливо, но электронные компоненты коробки подбирались инженерами очень тщательно и обладают высокой надежностью. Выход из строя управляющих элементов случается довольно редко, а если у коробки проблемы с гидроблоком или соленоидами, это говорит, скорее всего, о пробеге свыше 300 тыс. км., и не лучшем обслуживании. При должном сервисе и замене масла ресурс коробки 4F27E примерно равен таковому у мотора автомобиля, куда она установлена.

Капитальный ремонт коробки обычно проводится после упомянутых выше 300 тыс. км. пробега, иногда и раньше, примерно на 200 тысячах.

Код 4F27E несет в себе зашифрованное описание особенностей коробки:

  • 4 – указывает на количество ступеней трансмиссии коробки;
  • F – означает Front Wheel Drive, то есть АКПП для переднеприводных автомобилей;
  • 27 – индикатор крутящего момента коробки. Этой цифрой зашифрован показатель 270 фунтов на фут, что означает максимально возможный крутящий момент, передаваемый коробкой, до 366 N-m;
  • E – первая буква от слова Electronic во фразе Fully Electronic Control, что говорит о полностью электронном управлении коробки.
Читайте также...  Постоянный полный привод "Нива"- Как устроен и правила использования

Ремонтопригодность коробки
Отдельным параграфом стоит выделить ремонтопригодность коробки. 4F27E имеет уникальную конструкцию, благодаря которой возможен ее капитальный ремонт без снятия коробки с автомобиля. Это позволяет легко проводить все сервисно ремонтные операции и, кроме того, делает их существенно дешевле, поскольку демонтаж автоматической коробки передач в автосервисе идет отдельной услугой, за соответствующую плату.

Для коробки достаточно просто найти запчасти, как новые, так и с рынка б/у.

Куда ставилась коробка
В разные годы коробкой 4F27E оснащались различные модели автомобилей.

Ford:

  • Fiesta;
  • Festiva;
  • Laser;
  • Focus;
  • Ixion;
  • I-max;
  • Telstar;
  • Lynx;
  • Tierra.

Mazda:

  • Mazda 2;
  • 3;
  • 5, 6;
  • Atenza;
  • Mazda 323;
  • Familia;
  • Demio;
  • MPV (модификация VAN);
  • Biante;
  • Axela;
  • Tribute;
  • Protégé;
  • Premacy;
  • Verisa.

Замена масла в АКПП 4F27E

Краеугольный камень регламентных работ, необходимых для долгого и качественного функционирования коробки – замена в ней трансмиссионного масла.

Если открыть мануал к автомобилю (сервис-книжка), там можно найти запись об интервале замены масла коробки в 40 тыс. км. Желательно придерживаться этого указания, хотя на практике в отечественных реалиях разброс пробега, после которого в коробке меняют трансмиссионную жидкость, от 30 до 60 тыс. км. Если масло менять вовремя, коробка прослужит дольше без капитального ремонта, в противном случае вероятен выход агрегата из строя, с дальнейшим дорогим ремонтом или заменой коробки на контрактную.

В коробку-автомат 4F27E заливается трансмиссионная жидкость типа Mercon V. В модификациях автомобилей после 2003 года масло для АКПП 4F27E стали заменять на Dextron VI или Mercon LV – Low Viscosity. Последний вариант отличается пониженной вязкостью (на что указывает аббревиатура LV), что позволяет коробке легче работать в условиях пониженных температур, так как масло не густеет. Особенно полезно это при «холодном старте», когда водитель зимой сразу начинает движение, не прогревая АКПП.

Для полной замены понадобится около 7 литров масла. Для 4f27e замена масла желательна на «родное» от производителя, Mercon LV от Ford выпускается в таких канистрах:

Читайте также...  DP0-Обзор автоматической коробки : основные проблемы, подбор масла

Mercon LV

Для Mazda следует использовать ATF Mazda M-V:

ATF Mazda M-V

Кроме самой жидкости, для замены масла коробки понадобится новый фильтр. Он состоит из нетканой мембраны и подлежит замене при каждой смене трансмиссионного масла. Есть несколько модификаций фильтров коробки, в зависимости от глубины используемого поддона:

с заборником 17 мм;

фильтр 17 мм

с высоким заборником на 34 мм.

фильтр на 34 мм

Последний используется в коробках, стоящих на автомобилях Mazda.

Капитальный ремонт коробки

После достижения пробега в 200-300 тыс. км. коробка может нуждаться в капитальном ремонте. В его ходе обычно используют так называемый Оверол Кит – ремкомплект из прокладок и сальников, которые к такому пробегу «устают» и теряют свойства. Меняют также втулки и фрикционы, для которых существуют свои ремкомплекты.

Существует, кроме Оверол Кита, и Мастеркит – большой ремкомплект для коробки 4F27E, в который, кроме прокладок и фрикционов, входит набор стальных дисков.

Если делают полную переборку коробки, в ремонтный набор обычно добавляют тормозную ленту. Делают это и в случаях, когда в ремонт поступил автомобиль со сгоревшими фрикционами режимов реверса или овердрайва.

Типичные неисправности

Коробку в сборе приходится менять достаточно редко, большинство поломок можно устранить заменой запчастей.

  • Выгорание фрикционов Reverse и Overdrive

Эта неисправность стала отмечаться уже в первые годы после внедрения данных коробок в эксплуатацию. Овердрайв выгорал особенно часто, и в итоге Mazda заменила фрикционы в этом пакете на усиленные, что снизило количество случаев выгорания.

Выход из строя пакета Reverse можно назвать второй по частоте «болезнью» коробок. Проблема связана с конструкцией 4F27E, благодаря которой узлы изнашиваются из-за постепенно развивающегося масляного голодания пакета реверс. Данная неисправность не уникальна только для рассматриваемой модели коробки передач – со схожими неприятностями сталкиваются даже обладатели авто с надежными коробками Aisin серии U140-240.

Теоретически фрикционы – «вечные» то есть рассчитаны на весь срок эксплуатации коробки. Но их выгоранию способствует нехватка масла. Масляное голодание развивается, когда посадочное место барабана реверса на суппорте задней крышки (reverse drum) изнашивается, и под тефлоновыми кольцами не остается масла. Дальше происходит простой физический процесс:

  • давление масла упало;
  • прижимание ослабло;
  • металл скользит о металл;
  • детали нагреваются;
  • фрикционы сгорают.
Читайте также...  Механическая коробка передач- Устройство и принцип работы

Схема положения барабана:

схема барабана

Цифрой 759 обозначен суппорт.

Корень проблемы кроется в двух вещах:

  • конструктив коробки (упомянутое выше масляное голодание);
  • электроника.

Дело в том, что бортовой компьютер не запрещает электронике акселератора перегружать конструктивно слабый узел коробки передач, ускоряя его выгорание.

Следует отметить, что автомобили Ford сталкиваются с описанной проблемой при достаточно почтенном возрасте, а Mazda подвержены ей на ранних сроках эксплуатации.

Форсированный режим движения, разрешаемый ЭБУ, увеличивает испытываемые суппортом коробки боковые нагрузки. Это перекашивает барабан и тефлоновое кольцо, которым оснащен суппорт. Кольцо заклинивает между крышкой суппорта и барабаном коробки, трение расширяет техническую канавку-щель, имеющуюся там, и через нее масло постепенно уходит – сначала из овердрайва, а затем и реверса. В конце концов это приведет к разбиванию барабана и сгоранию пакета Reverse, с заменой таковых.

Барабан реверса коробки иногда подлежит восстановлению, но чаще просто ставят новый. Барабан reverse в сборе АКПП 4F27E – запчасть относительно недорогая, и его замена позволит значительно продлить срок службы коробки.

Иногда вместе с барабаном ставят и новый поршень.

  • Пропадание 3, 4 передачи коробки.

Это – следствие сгорание фрикционов пакета Direct и износа директ-барабана. Может также быть изношена задняя крышка коробки, потеряно давление на директ или серво поршень. Проблема решается заменой соответствующих узлов.

  • Пропали 2 и 4 передача.

Причина – оборвалась или сгорела тормозная лента коробки. Метод устранения – замена ленты.

  • «Вылетела» задняя передача.

Происходит это по причине сгорания реверсных фрикционов коробки, поломки поршня обратного направления, срыва стопорного кольца. Меняются соответствующей запчасти.

  • Посторонние звуки «хруст» из коробки, машина перестала двигаться.

Вышел из строя дифференциал или планетарный механизм коробки. После дефектовки следует поменять сломавшиеся детали на новые.

  • Розовая пена в масле при проверке, признаки ржавчины на щупе.

В масло коробки попал антифриз. Следует как можно скорее устранить протечку и сменить масло.

  • Коробка перешла в аварийный режим.

Могут выходить из строя шифтовые соленоиды коробки, которые нужно поменять.

Осыпался блокировочный фрикцион коробки, изношены втулки насоса. Меняются соответствующие детали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
MOTORAN.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: