Харьковский завод «Серп и Молот» приступил к производству дизельных двигателей в середине прошлого века. Продукция предназначалась для установки на транспортных средствах, работающих в сельском хозяйстве – комбайнах, тракторах. Дизельный двигатель СМД зарекомендовал себя среди пользователей, как надежный механизм, работающий в течение длительного эксплуатационного срока без капитального ремонта. На данный период завод прекратил свое существование, производство современных моторов этой категории налажено в Белгороде. Теперь из выпускает Белгородский моторный завод.
Описание двигателей СМД
Модификации дизельных двигателей внутреннего сгорания, выпускаемые под брендом СМД, обладают общими достоинствами:
- Экономичность, низкий расход дизтоплива.
- Компактность конструкции.
- Сравнительно небольшая масса.
- Доступность переналадки (чаще всего требуется изменить мощность агрегата).
- Большое количество запасных частей по доступным ценам в торговой сети.
- Невысокая стоимость агрегата, в сравнении с импортными аналогами.
Благодаря большому количеству преимуществ данных моторов, они широко используются при производстве сельхозтехники. В состав моторов СМД входят гидравлические насосы высокого давления для обслуживания гидросистемы. Одновременно с насосами, на с/х машины дополнительно устанавливаются специальные искрогасители. В конструкцию моторов включены топливные фильтры тонкой очистки. Их устройство позволяет производить очистку и промывку без демонтажа и разборки.
В зависимости от области использования и конструкции модификаций, силовые агрегаты бренда СМД разделяются на следующие категории:
- четырехцилиндровые, расположение цилиндров – рядное;
- шестицилиндровые, рядные;
- 6-цилиндровые, У-образные.
Дизельный двигатель СМД 18 Н
В конструкцию мотора входят четыре цилиндра. Топливо в цилиндры подается при помощи фирменного насоса ТНВД «Моторпал» PP4M10P1F-4214 производства Чехии.
- Впрыск топлива – непосредственный.
- Двигатель оборудован турбонаддувом.
- Система охлаждения – жидкостная.
Технические характеристики двигателя СМД 18Н:
- мощность – 100 л. с.;
- число оборотов коленвала на холостом ходу 600 – 1950 об/мин;
- удельный расход дизтоплива 165 – 170 г/с. с. ч;
- вес двигателя от 735 до 880 кг.
Двигатель СМД 60
Силовой агрегат СМД 60 предназначен для гусеничных тракторов Т-150, производства завода ХТЗ. Двигатель СМД 62 – для колесной модификации Т-150К соответственно.
Описание устройства СМД-60/62:
- Количество цилиндров – 6 шт.
- Число тактов – 4.
- Мощность – 150 л. с.
- Тип охлаждения – жидкостное (в летнее время в систему заливается вода, при отрицательных температурах окружающей среды – антифриз).
- Впрыск дизтоплива – непосредственный.
- Турбонаддув – имеется.
- Расположение цилиндров – у-образное со смещением.
- Ход поршня меньше диаметра цилиндра – короткоходовой вариант исполнения.
В состав двигателя входят:
- топливный насос ТНВД;
- фильтры грубой, тонкой очистки топлива;
- моторное масло очищается при помощи специальной центрифуги;
- циклонный воздухоочиститель (пыль из него удаляется автоматически);
- пусковой мотор П-350;
- предпусковое нагревательное устройство;
- генератор переменного тока,
- турбокомпрессор двигателя размещен в развале цилиндров.
Основное отличие СМД 62 от базовой модели состоит в обеспечении перехода на повышенную мощность в 165 л.с. Пневматическая система трактора Т-150К оборудована специальным нагнетающим компрессором.
Техническое обслуживание двигателей СМД 60/62
В качестве смазочных жидкостей для тракторных двигателей данных моделей рекомендуется использовать специальные марки. В летнее время – это моторное масло М10Г, соответственно для зимы – М8Г. Если не удалось приобрести рекомендованные жидкости, можно временно воспользоваться заменителями:
- летняя моторная смазка – М 10В;
- зимнее дизельное масло – ДС-8.
Внимание: При использовании аналогов нужно перейти на топливо с уменьшенным содержанием серы (не более 0,5%).
Двигатель СМД 14
Четырехцилиндровый дизельный мотор СМД 14А входит в комплектацию Харьковского трактора Т-74, а СМД-14Б предназначен для серийного трактора – ДТ-54В, выпускаемого на Волгоградском тракторном заводе.
Технические характеристики двигателя СМД 14
- Номинальная мощность мотора – 75 лошадиных сил.
- Количество цилиндров – 6 штук, диаметр – 130 мм.
- Характер расположения цилиндров – У-образное, с углом развала в 90°.
- Число оборотов коленвала 800 – 2180 об/мин.
- Длина хода поршня – 115 мм.
- Тип системы охлаждения – водяной.
- Вентиляция системы охлаждения – принудительного типа.
- В состав СМД-14 входит система пуска с мотором П-350.
Двигатели СМД-31
Шестицилиндровые, четырехтактные дизельные моторы оборудованы турбонаддувом.
Мощность СМД-31А равна 235 лошадиных сил. Основное применение – комбайн ДОН-1500.
СМД 31.16 создан для комбайна «Славутич» производства Херсон, его мощность равна 265 л. с.
СМД 31.20 – «Обрий», зерноуборочный комбайн производится на заводе «имени Малышева» в Харькове. Мощность мотора – 230 л. с.
Технические характеристики двигателя СМД 31:
- частота вращения коленвала – 800 – 2130 об/мин.;
- расход горючего от 165 до 172 г/л.с.ч;
- пусковая система оборудована электростартером 3212.3708, а также электрическим подогревателем факельным ЭФП 8101500;
- вес мотора в сборе – 1050 – 1100 кг.
Двигатель СМД 22
Данный силовой агрегат устанавливается на различных зерноуборочных машинах отечественного производства: СКД-6 М, «Нива», «Енисей».
Технические характеристики СМД-22:
- Количество цилиндров – 4 штуки.
- Номинальная мощность – 140 лошадиных сил.
- Количество оборотов – 650 – 2130 об/мин.
- Расход топлива – 171 г/л.с. ч.
- Модель пускового двигателя – П-10 УД.
- Вес агрегата равен 735 – 880 кг.
Технические характеристики двигателя СМД 21:
- полное название модификации — СМД-21.07.02;
- оборудование – турбонаддув;
- жидкостное охлаждение;
- ТНВД «Моторпал»;
- число цилиндров – 4 шт.
- количество оборотов – 2400 об/мин;
- момент кручения 610 Н.м;
- система пусковая – электростартер, 24 вольта;
- эксплуатационный срок до капитального ремонта – 10 лет.
Краткий обзор моделей СМД
Двигатели СМД 15Н и 14Н не оборудованы турбинами, относятся к категории безнаддувных моторов. Благодаря повышенным мощностным показателям (68 л. с.), нашли применение в таких областях, как:
- тракторы «ЮМЗ»;
- дорожная техника (погрузчики, укладчики асфальта, катки);
- строительное оборудование.
Четырехцилиндровые турбонаддувные дизельные моторы СМД-17Н, 18Н мощностью не менее 100 лошадиных сил, устанавливаются:
- на сельскохозяйственных тракторах Вг ТЗ, ДТ-75;
- лесных модификациях ЛХТ-55 «ОТЗ», ТДТ-55;
- экскаваторах «АТЭК».
СМД-19 обладает мощностью от 120 до 145 л. с., СМД-20 – 125 л. с. Обе модели относятся к 4-х цилиндровым турбодизелям. Область использования – фронтальные погрузчики, трактора, зерноуборочные комбайны и пр.
Возможен ли тюнинг двигателей СМД
По мнению специалистов, силовые агрегаты, предназначенные для сельскохозяйственной техники, не подвергаются усовершенствованиям с целью улучшить мощностные характеристики. Это объясняется тем, что их конструкция и методы изготовления рассчитаны на выполнение конкретных работ в определенных условиях. Любое вмешательство в регулировки, настройки и конструкцию СМД приведет к нарушению сбалансированной работы двигателя и транспортного средства в целом.
Создана широкая линейка моделей СМД, отличающихся мощностными характеристиками. Различные машины спецтехники комплектуются наиболее подходящим мотором из имеющегося широкого диапазона.
При желании преобразить внешний вид транспортного средства допускается применять светодиодный тюнинг.