Мотор серии 4S FE начал серийно устанавливаться на автомобили Тойота с 1987 года и смог продержаться на конвейере до 1999 года. Этот движок содержит 4 цилиндра, 16 клапанную головку и ременный привод ГРМ. За время производства двигатель 4S FE зарекомендовал себя как надежный силовой агрегат с высокой степенью бесконтактности и выносливости.
Обзор двигателя
Двигатель Тойота 4SFE представляет собой модернизированную версию старого 4S-Fi и конструктивно является точной копией мотора 3S в уменьшенном объеме. Газораспределительный механизм выполнен по схеме DOHC (двойной верхний распределительный вал). Данная модель двигателя имеет привод только на один распределительный вал, второй вал приводится в движение от первого через промежуточную шестерню.
Двигатель серии 4S использовался для комплектации Toyota:
- Carina E-ST 170, 170G (Карина);
- Vista SV40 (Виста);
- Carina EDE-ST 180 (Карина);
- Carina EDE-ST 180, 181 «4WS»;
- Chaser – Mark II – Crestae E-SX80SX80Y(Чайзер, Марк, Креста);
- Corona E-ST 170 (Корона);
- Corona Exiv E-ST180, 181 «4WS» (Корона Эксив).
Из особенностей этого силового агрегата можно выделить систему распределенного впрыска топлива и автоматическую систему управления, которая обеспечивают превосходные тяговые характеристики при малом объеме.
Технические характеристики двигателя 4S FE
Параметры | Значения |
Общие показатели | |
Производитель | Kamigo Plant Toyota |
Годы серийного производства | 1987 – 1999 |
Рабочий оббьем, см3 | 1838 |
Двигатель | |
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм. | 82,5×86 |
Степень сжатия | 9,5 — 9,3 |
Тип мотора | Бензиновый, 4R |
Тип системы газораспределения | DOHC 16V с автоматической регулировкой фаз газораспределения |
Мощность/при оборотах в минуту | 125/6000 |
Крутящий момент/при оборотах в минуту | 162/4600 |
Системы двигателя | |
Зажигания | Двухкотушечная DIS-2 |
Подача топлива | Многоточечный электронный впрыск (EFI), моновпрыск |
Охлаждения | Жидкостная, принудительная. Оббьем ОЖ – 5,9л |
Эксплуатационные характеристики | |
Расход топлива, л на100 км. | Магистраль – 5,3Городские условия – 9Смешанный цикл — 6,7 |
Ресурс двигателя, км. | 300000 |
Рекомендуемые производителем марки, расход масел | |
Вязкость моторного масла в зависимости от условий эксплуатации | Универсальное — 10W40Зимнее — 5W30. |
Оббьем моторного масла, л | 3,3 на автомобилях CHASER-MARK II –CRESTA, на всех остальных авто Тойота – 3,9 |
Важно! Приведенные технические характеристики двигатель 4S FE являются ориентировочными и могут меняться в зависимости от метода проверки, года выпуска узла и модели автомобиля.
Эксплуатационные возможности двигателя 4S FE
Тойотовские двигателя обладают неплохим доремонтным ресурсом. Заявленный производителями пробег до капитального ремонта составляет 300 тыс.км. При должном уходе и своевременном выполнении технического обслуживания ресурс агрегата можно увеличить до 500 тыс. км.
Конструкция двигателя допускает выполнение капитального ремонта с расточкой блока и заменой цилиндропоршневой группы до следующего ремонтного размера.
Для двигателя SFE инструкцией предусмотрено следующие ремонтные размеры поршней:
- Номинальный — 82,457-82,467 мм;
- Первый ремонт (0,5) — 82,937-82,967 мм;
- Второй ремонт (0,75) — 83,187-83,217 мм.
Необходимость выполнения ремонта можно определить после сравнения фактического и максимального зазора цилиндропоршневой группы:
- Фактический — 0,053-0,073 мм;
- Максимальный — 0,120 мм.
Совет. Подробная инструкция и схема замены поршневой двигателя 4S FE описана в руководстве по эксплуатации силового агрегата.
Во многом срок эксплуатации двигателя зависит от качественного и своевременного выполнения поточного ремонта.
Основные неисправности двигателя, способы ремонта
Периодически загорается «check engine» на заведенном автомобиле.
Неисправность связана с вышедшим из строя датчиком распредвала. Проблема сопровождается повышенным расходом топлива, плавающими оборотами, снижением мощности. Поврежденный датчик нужно заменить новым.
Схватывает — но не заводится двигатель 4S
- Проблема с приводом ГРМ (перескочил или оборвался ремень);
- Неисправный топливный насос высокого давления.
Для решения проблемы нужно проверить, при необходимости, заменить ремень привода ГРМ. Отремонтировать или заменить ТНВД.
Троит мотор 4S FE
Неисправность появляется по следующим причинам:
- Пробой высоковольтных проводов;
- Неисправные свечи зажигания;
- Масло в свечных колодцах;
- Выход из строя клапана EGR.
Способ ремонта определяется по результатам диагностики.
Низкие обороты на холостом ходу при одновременном подтраивании
На 4S FE двигатель настройка холостого хода выполняются в ЭБУ. Механических регулировок нет. Для самостоятельной диагностики нужно снять и промыть регулятор холостого хода, очистить заслонку от грязи и нагара. Настройку ХХ лучше доверить специалисту.
Тюнинг и доработка двигателя
На автомобили, предназначенные для экспорта, в электронный блок управления установлены щадящие значения топливоподачи и управления зажиганием. Чтобы освободить скрытый потенциал движка нужно провести чип тюнинг.
Чип-тюнинг можно выполнить следующими способами:
- Установить дополнительный модуль, который будет обрабатывать входные и выходные сигналы на центральный блок управления силового агрегата.
- Обновить версию прошивки контроллера управления двигателем.
Примечание. Результат чип-тюнинга зависит от эффективности действия заводских настроек, установленных производителем. Если с завода ЭБУ был настроен на максимальную продуктивность, то дополнительная настройка не даст результата, либо при незначительном повышении мощности приведет к значительному износу силового агрегата и увеличению расхода горючего.
Повысить эффективную мощность и крутящий момент двигателя можно доработкой его основных узлов.
- Заменить штатную выхлопную систему на паук 4-2-1 или 4-1;
- Установить воздушный фильтр нулевого сопротивления;
- Отшлифовать впускные и выпускные каналы ГБЦ;
- Заменить газораспределительный механизм (установить спортивный распредвал, пере-выставить клапана на опережение или запаздывание).
- Штатные топливные форсунки заменить высокопродуктивными аналогами.
Не рекомендуется устанавливать турбонадув. Конструкция двигателя 4 SFE не рассчитана на увеличение мощности, поэтому при установке даже маломощной турбины придется поменять цилиндропоршневую группу, головку блока, распредвалы, говоря проще, родным останется только блок-картер.
Механическая доработка стоит гораздо дороже, но в комплексе с чип-тюнингом можно повысить мощность силового агрегата до 200 лошадиных сил.