Когда речь заходит о надёжности двигателя, посвященный в вопросы техники пользователь, назовёт десяток силовых установок. Как правило, моторы запомнились неприхотливостью, долговечностью, живучестью. В этом вопросе важна принадлежность установки к классу, примечательно, что в каждом из них будет назван мотор компании Тойота.
В 84 году двадцатого века на рынке появился двигатель 3S, давший толчок развитию нового семейства силовых установок. Этот двух литровый рядный агрегат с четырьмя камерами стал массовым мотором за время существования компании. Модификации семейства (хоть выпуск прекращен в 2007 году), пользуются спросом и сегодня. Популярность обусловлена характеристиками и надежностью, а так же тем фактом, что двигатель серии 3S компании Тойота принадлежит к элите агрегатов, которые способны преодолеть барьер в миллион километров.
Toyota Altezza:
Описание
Силовая установка, семейства 3S снабжена четырьмя цилиндрами, имеющими рядное расположение и объём камер 1,99 литра. Остов мотора выполнен из чугуна, головка блока цилиндров алюминиевая. Первый мотор серии выпускался с карбюратором, маркировался, как 3S-FC. Последующие модификации с инжектором, или непосредственным впрыском.
Двигатель Тойота 3S, характерные конструктивные особенности:
- Насос на остове крепится болтами, механизм приводится в действие посредством ременной передачи;
- Чугунный коленчатый вал с осевым люфтом, который регулируется шайбами, выполненными в форме полукруга;
- Масляный насос приводит в действие носовая часть коленчатого вала, задняя часть изделия отвечает за трамблёр;
- Двигатель рассчитан, в том числе и на бензин марки А-92, однако лучше использовать АИ-95, АИ-98, иначе мотор троит и не держит обороты холостого хода;
- Двигатели, выпущенные до 96 года, рассчитаны на работу с применением смазки 5W50, поздние модели использовали смазку 5W30;
- Применение синтетики приводит к «запотеванию» чугунного блока, по этой причине лучше использовать полусинтетические материалы;
- На третьем поколении двигателей (выпуск после 96 года) невозможно технически выполнить капитальный ремонт, поскольку нет ремонтных комплектов поршней и сопутствующих деталей;
- Нельзя выполнить демонтаж впускного коллектора двигателя, не разобрав головку блока цилиндров;
- Опыт эксплуатации показывает неудобства при выполнении регулировок зазоров клапанов. Демонтируются валы, поэтому сбиваются настройки фаз;
- Выпускной коллектор защищён термическим экраном.
Технические характеристики — Двигателя Toyota 3S
За время выпуска серия 3S получила много модификаций, отличающихся степенью сжатия, мощностью, моментом и другими характеристиками. Базовый агрегат, взятый за основу, имеет следующие характеристики:
Toyota 3S-FE, 3S-FSE, 3S-GE, 3S-GTE двигатель характеристики:
Разъяснение | Показатель |
Модификация | Toyota 3S |
Периоды | 84-2007 |
Завод изготовитель | Kamigo Plant |
Горючее | Бензин АИ-95, АИ-98 |
Сколько тактов | «четыре» |
Сплав блока двигателя | алюминий |
Объёмная камера (шт.) | «четыре» |
Размещение камер | ряд |
Клапан, итого (штук) | 16 |
Объём двигателя (см3) | 1998 |
Порядок работы двигателя | «1»-«3»-«4»-«2» |
Камера, поперечник (мм.) | 86 |
Поршень, положения (мм.) | 86 |
Сжатие | 8,5/8,8/9/9,2/9,8/10/10,3/11,1/11,5 |
Мощь двигателя, (л.с.) (см. модификации) | 111-260 |
Импульс (Н*м) (см. модификации) | 166-324 |
Агрегат весит, килограмм | около 140 |
Потребление горючего: г/т/с (л./сотню) | 13/8/9,5 |
Ресурс (км.) | 300000 |
Смазывающая жидкость | 5W-30(40,50); 10W-30(40,50,60); 15W-40(50); 20W-20 |
Объём масла, литры | от 3,9 до 5,1 |
Смена смазки, (км) | 5000-7000 |
Модификации
Двигатель серии 3S, массовый агрегат Toyota. За 23 года, что выпускали мотор, силовая установка неоднократно перерабатывалась и модифицировалась. Первые модели 3S-FC выпускались с карбюратором, последующие, такие как 3S-GTE шли уже с турбинным наддувом и имели мощность 260л.с.
Рассмотрим модификации моторов 3S серии:
Двигатель 3S-FC (86-91 года выпуска).
- Первая силовая установка серии, мотор встречается редко, выпускался с карбюратором. Двигатель использовался на недорогих автомобилях Toyota Camry и Holden Apollo. Отношение полного объёма цилиндра к объёму камеры сгорания модели 9,8:1, мощность агрегата 111 л.с.
Двигатель 3S FE (86 – 2000 года выпуска).
- Модификация укомплектовывается инжектором, мотор, основной двигатель серии, поскольку устанавливался на большинство автомобилей, выпускаемых корпорацией в то время. На модели 3S FE применяется две катушки зажигания, агрегат регулируется под использование как 92, так и 95 бензина. Отношение полного объёма к объёму камеры сгорания 9,8:1, мощность варьируется 115 — 130л.с. (влияет управляющая электроника).
Двигатель Toyota 3S FE:
Двигатель 3S FSE D4 (97-2003 года выпуска).
- Модификация укомплектована непосредственным впрыском топлива (первый мотор Toyota). Двигатель 3S FSE меняет фазы газораспределения на впуске, поскольку установлен соответствующий механизм (VVT-i). Применяется коллектор впуска, на котором регулируется сечение под прямым углом к продольной оси канала. В поршнях сделана выточка, придающая горючему нужное направление. Кроме того, установлены другие распылители, свечи, регулятор проходного сечения канала с электронной регулировкой. На двигателе применён специальный клапан, направляющий отработку на дожигание. Отношение полного объёма к объёму камеры сгорания 9,8:1, мощность силовой установки 150л.с.
Двигатель 3S FSE D4:
Двигатель 3S GE.
- Модификация силового агрегата, это улучшенный мотор 3S-FE. Двигатель получил изменённую головку блока цилиндров (разрабатывалась совместно с компанией Yamaha). На поршнях, применяемых в моторе, выполнены выточки под клапана, за счет чего двигателю не страшен обрыв ремня. Кроме того, в конструкции не предусмотрено использование клапана EGR, что увеличило надёжность. Мотор модифицировали пять раз, внесены следующие улучшения:
Двигатель Toyota 3S-GE:
Поколение 1 (84-89 года выпуска).
- Первое поколение имело отношение полного объёма к объёму камеры сгорания 9,2:1. Было два мотора с мощностью 135 и 160л.с. соответственно. Больший показатель достигался за счет применения регулировки впускного коллектора (T-VIS).
Поколение 2 (90-93 года выпуска).
- Во втором поколении применили регулятор впускного коллектора (ACIS). Отношение полного объёма к объёму камеры сгорания 10:1. Установлены валы с 244 фазой и подъёмом 8,5, за счёт нововведений мощность выросла до 165л.с.
Регулятор впускного коллектора Toyota ACIS:
Поколение 3 (94-99 года выпуска).
- Третье поколение двигателя выпускалось с изменёнными распределительными валами. Для модели, рассчитанной на применение автоматической коробки передач фаза 240/240, подъём клапана 8,7/8,2. Механическая коробка, фаза 254/240, подъём клапана 9,8/8,2. Отношение полного объёма к объёму камеры сгорания 10,3:1, за счёт нововведений мощность на внутреннем рынке Японии составила 180л.с., экспортный вариант имел 170 лошадей.
Поколение 4 (1997 год выпуска).
- Четвёртое поколение выпускалось год. Маркировка имела приставку в виде аббревиатуры «BEAMS/Red Top» (Breakthrough Engine with Advanced Mechanism System – Прорывной двигатель с усовершенствованной системой механизмов). Силовая установка оснащается механизмом изменения фаз VVT-i, увеличенные впускные и выпускные каналы (34,5мм и 29,5мм соответственно, вместо 33,5мм и 29мм). Применяются другие распределительные валы 248/248 с подъёмом 8,56/8,31. Отношение полного объёма к объёму камеры сгорания 11,1:1. Изменения позволили добиться характеристик мощности на уровне 200л.с. (механика) и 190 лошадей (автомат).
Поколение 5 (98-2007 года выпуска).
- Пятое поколение джи E применяло механизм изменения фаз распределения газов Dual VVT-I, это означало, что регулировке подвергались оба вала. Мощность установки составляла 200 л.с. Автомобили с механической коробкой имели «широкие» распределительные валы, титановые клапаны, отношение полного объёма к объёму камеры сгорания 11,5:1, увеличенные клапана впуска и выпуска (35мм и 29,5мм соответственно, вместо 33,5мм и 29мм). Мощность агрегата составляла 210 лошадей.
Двигатель 3S GTE
Моторы серии выпускались параллельно с серией «GE», это модификация с применением турбины:
Двигатель Toyota 3S-GTE «BEAMS/Red Top»:
Поколение 1 (84-89 года выпуска).
- Отношение полного объёма к объёму камеры сгорания 8,5:1. Мотор укомплектовывается регулируемым коллектором впуска (T-VIS), и турбиной CT26. Мощность агрегата составляет 185 лошадей.
Регулируемый коллектор впуска Toyota T-VIS:
Поколение 2 (90-93 года выпуска).
- Отношение полного объёма к объёму камеры сгорания 8,8:1. Применяются валы с 236 фазой, подъём клапана 8,2, установление турбина CT26 с двойным корпусом. Мощность мотора 220 лошадей.
Турбина Toyota CT26:
Поколение 3 (94-99 года выпуска).
- Третье поколение 3S GTE применяет турбину CT20b, распределительные валы 240/236, подъём клапана 8,7/8,2. Отношение полного объёма к объёму камеры сгорания 8,5:1, мощность 245 лошадей.
Турбина Toyota CT20b:
Поколение 4 (98-2007 года выпуска).
- У четвёртого поколения применяются распределительные валы 248/246, подъём клапана 8,75/8,65. Сжатие составляет 9:1, изменён принцип забора выхлопных газов. Мощность установки 260л.с.