Процесс работы каждой силовой установки обусловлен большим количеством препятствий, возникающих при взаимодействии систем и агрегатов. Самым серьёзным из них является сила трения. Взаимодействуя друг с другом, детали двигателя изнашиваются, это становится причиной поломок и выхода из строя.
Для снижения износа и продления срока службы агрегата, конструкцией предусмотрено применение смазки, в её обязанности входит:
- Покрытие деталей защитной плёнкой;
- Отвод излишков тепла;Удаление частиц, полученных в результате трения;
- Предотвращение коррозии деталей;
- Передача энергии и уплотнение изделий.
Нормальная эксплуатация двигателя невозможна без использования системы смазки, каждый агрегат, без исключения, остро в ней нуждается. Современные конструкции моторов используют комбинированную систему, когда смазка поверхностей осуществляется подачей масла и под давлением и разбрызгиванием. Подача обеспечивается насосом, нагнетающим давление в пределах от двух до 15 бар. От того, как работает масляный насос, напрямую зависит работоспособность двигателя, его состояние и возможности.
Масляный насос двигателя- назначение:
Благодаря масляному насосу в системе смазки двигателя создается давление, необходимое для циркуляции смазочного материала и его подаче к трущимся частям агрегата. Привод насоса осуществляется коленчатым или распределительным валом, во втором случае посредником выступает приводной вал.
Комбинированная система предусматривает применение картеров:
- Мокрого типа;
- Сухого типа.
Смысл в том, что мокрый картер заполнен жидкостью всё время, сухой предусматривает удалённое хранение смазки. В сухих картерах работа масляного насоса способствует поступлению масла в силовую установку, а так же откачивает её излишки из поддона в бак.
От применения сухого или мокрого картера зависит, где будет находиться масляный насос. В мокром картере насос ставится после маслоприёмника, перед фильтрующим элементом. В сухом нагнетательный узел монтируется после масляного бака до фильтра, откачивающий после картера перед масляным баком.
По возможности регулировки давления в системе насосы делятся:
- Неуправляемые, давление жидкости в системе неизменно, регулируется редукционным клапаном;
- Управляемые, изменение давления возможно путём корректировки настроек насоса.
Устройство и принцип работы
Конструкции и характеристики насосов отличаются в зависимости от типов изделия:
- Шестерёнчатый насос:
- Закрепление шестерён наружное;
- Закрепление шестерён внутреннее;
2. Роторный масляный насос.
Конструктивно, устройство шестерёнчатого масляного насоса, имеющего наружное зацепление, предусматривает наличие двух шестерён, ведущей и нет, помещённых в корпус. Движение ведущей задается коленчатым валом посредством ремня или цепи. Свободная шестерня закреплена на валу и способна вращаться. Вращаясь, шестерни создают разряжение воздуха с одной из сторон насоса, благодаря чему жидкость засасывается внутрь. Зубья шестерён проталкивают смазку на другую сторону изделия в специальную камеру и далее через фильтрующий элемент в силовую установку.
В насосе с внутренним зацеплением ведущая шестерня помещена внутрь ведомой шестерни, со смещением. Между деталями образуется полость, которая совместно с корпусом образует замкнутый сектор. Вращаясь, шестерни перемещают масло через камеру отбора смазки в камеру повышенного давления и далее в фильтрующий элемент и силовую установку.
Работа маслонасоса роторного типа основана на использовании роторов с установленными на них лопастями. Ведущий ротор расположен внутри ведомого ротора, с отклонением друг от друга по эксцентрику. Вращаясь, лопасти образуют камеру с изменяющимся объёмом. Проходя зону разряжения, в камеру поступает смазка, сжимаясь до определённого давления, оно поступает в камеру, откуда по системе распределяется по двигателю.
Процесс регулировки в роторном насосе обеспечивается способностью статора менять свое положение относительно ротора. Это изменяет объём полости и подаваемой в неё жидкости.
Защиту от избыточного давления в системе обеспечивает редукционный клапан. Он установлен на всех насосах, без исключения. При повышении давления клапан открывается и сбрасывает излишки жидкости либо в картер, либо в полость разряжения.
Признаки неисправности маслонасоса
При выходе масляного насоса из строя, будет нарушена работа всего агрегата в целом, поэтому крайне важно обнаружить проблему вовремя. В случае неисправности масляного насоса признаки, поломки будут отображаться на приборной доске водителя в виде горящей сигнальной лампочки.
Сигнал на приборной доске предупреждает:
- Критическое снижение рабочего давления жидкости;
- Чрезмерное потребление масла двигателем.
Важно! Следует помнить о том, что эксплуатация автомобиля с постоянно горящей сигнальной лампой давления масла в системе, запрещена.
Причины, которые могут привести к поломке масляного насоса:
- Недостаточное количество уровня масла в системе смазки;
- Выход из строя контрольных датчиков;
- Применение некачественной или не соответствующей требованиям смазки;
- Выход из строя клапана, регулирующего перепад давления;
- Повышенный износ деталей узла;
- Выход из строя прокладки узла;
- Фильтрующий элемент засорен;
- Маслоприёмник или корпус узла засорен.
Если причиной неисправности масляного насоса стало загрязнение, необходимо слить жидкость, снять картер силовой установки и провести очистку системы и деталей от грязи. В остальных случаях необходимо чётко диагностировать проблему и провести ремонт или замену необходимых агрегатов.
Проверка технического состояния
Проверку насоса проводят при падении давления в системе, утечке жидкости, повышенном шуме и т.п. Действия зависят от модели и конструкции изделия, его основные шаги заключаются в следующем:
- Проверка корпуса и крышки на наличие механических повреждений;
- Оценка износа зубьев шестерён;
- Оценка плотности закрытия крышки;
- Замер зазоров между зубцами шестерён (допустимый предел 0,1-0,3 мм);
- Замер зазоров между шестернями и корпусом (допустимый предел 0,1-0,25 мм);
- Замер зазоров между торцами шестерён и корпусом (допустимый предел 0,14-0,25 мм);
- Замер зазоров между осью и ведомой шестернёй (допустимый предел 0,017-0,057 мм);
- Замер зазоров между валом насоса и корпусом (допустимый предел 0,016-0,055 мм) и др.
При нормальных показателях, причина неисправности в других устройствах системы. Если один из показателей не соответствует норме, требуется замена изношенной детали, или агрегата в целом.
Масляный насос, простой, надёжный, небольшой агрегат, который рассчитан на длительный период эксплуатации. При правильном уходе и использовании качественных компонентов, узел может прослужить несколько сот тысяч километров пробега. Основные требования, использование качественного масла, своевременная замена жидкости и фильтрующих элементов, соблюдение правил эксплуатации силовой установки.