Масляный насос- Устройство и принцип работы

Процесс работы каждой силовой установки обусловлен большим количеством препятствий, возникающих при взаимодействии систем и агрегатов. Самым серьёзным из них является сила трения. Взаимодействуя друг с другом, детали двигателя изнашиваются, это становится причиной поломок и выхода из строя.

Для снижения износа и продления срока службы агрегата, конструкцией предусмотрено применение смазки, в её обязанности входит:

  • Покрытие деталей защитной плёнкой;
  • Отвод излишков тепла;Удаление частиц, полученных в результате трения;
  • Предотвращение коррозии деталей;
  • Передача энергии и уплотнение изделий.

Нормальная эксплуатация двигателя невозможна без использования системы смазки, каждый агрегат, без исключения, остро в ней нуждается. Современные конструкции моторов используют комбинированную систему, когда смазка поверхностей осуществляется подачей масла и под давлением и разбрызгиванием. Подача обеспечивается насосом, нагнетающим давление в пределах от двух до 15 бар. От того, как работает масляный насос, напрямую зависит работоспособность двигателя, его состояние и возможности.

Масляный насос двигателя- назначение:

Благодаря масляному насосу в системе смазки двигателя создается давление, необходимое для циркуляции смазочного материала и его подаче к трущимся частям агрегата. Привод насоса осуществляется коленчатым или распределительным валом, во втором случае посредником выступает приводной вал.

Комбинированная система предусматривает применение картеров:

  • Мокрого типа;
  • Сухого типа.

Смысл в том, что мокрый картер заполнен жидкостью всё время, сухой предусматривает удалённое хранение смазки. В сухих картерах работа масляного насоса способствует поступлению масла в силовую установку, а так же откачивает её излишки из поддона в бак.

maslyanyy-nasos-dvigatelya-ustroystvo

От применения сухого или мокрого картера зависит, где будет находиться масляный насос. В мокром картере насос ставится после маслоприёмника, перед фильтрующим элементом. В сухом нагнетательный узел монтируется после масляного бака до фильтра, откачивающий после картера перед масляным баком.

По возможности регулировки давления в системе насосы делятся:

  1. Неуправляемые, давление жидкости в системе неизменно, регулируется редукционным клапаном;
  2. ​ Управляемые, изменение давления возможно путём корректировки настроек насоса.
Читайте также...  ТНВД дизельного двигателя- Устройство и принцип работы

Устройство и принцип работы

Конструкции и характеристики насосов отличаются в зависимости от типов изделия:

  1. Шестерёнчатый насос:
  • Закрепление шестерён наружное;
  • Закрепление шестерён внутреннее;

2.​ Роторный масляный насос.

Конструктивно, устройство шестерёнчатого масляного насоса, имеющего наружное зацепление, предусматривает наличие двух шестерён, ведущей и нет, помещённых в корпус. Движение ведущей задается коленчатым валом посредством ремня или цепи. Свободная шестерня закреплена на валу и способна вращаться. Вращаясь, шестерни создают разряжение воздуха с одной из сторон насоса, благодаря чему жидкость засасывается внутрь. Зубья шестерён проталкивают смазку на другую сторону изделия в специальную камеру и далее через фильтрующий элемент в силовую установку.

В насосе с внутренним зацеплением ведущая шестерня помещена внутрь ведомой шестерни, со смещением. Между деталями образуется полость, которая совместно с корпусом образует замкнутый сектор. Вращаясь, шестерни перемещают масло через камеру отбора смазки в камеру повышенного давления и далее в фильтрующий элемент и силовую установку.

Работа маслонасоса роторного типа основана на использовании роторов с установленными на них лопастями. Ведущий ротор расположен внутри ведомого ротора, с отклонением друг от друга по эксцентрику. Вращаясь, лопасти образуют камеру с изменяющимся объёмом. Проходя зону разряжения, в камеру поступает смазка, сжимаясь до определённого давления, оно поступает в камеру, откуда по системе распределяется по двигателю.

Процесс регулировки в роторном насосе обеспечивается способностью статора менять свое положение относительно ротора. Это изменяет объём полости и подаваемой в неё жидкости.

Защиту от избыточного давления в системе обеспечивает редукционный клапан. Он установлен на всех насосах, без исключения. При повышении давления клапан открывается и сбрасывает излишки жидкости либо в картер, либо в полость разряжения.

Признаки неисправности маслонасоса

При выходе масляного насоса из строя, будет нарушена работа всего агрегата в целом, поэтому крайне важно обнаружить проблему вовремя. В случае неисправности масляного насоса признаки, поломки будут отображаться на приборной доске водителя в виде горящей сигнальной лампочки.

Читайте также...  Защита картера двигателя

разрез детали схема

Сигнал на приборной доске предупреждает:

  • Критическое снижение рабочего давления жидкости;
  • Чрезмерное потребление масла двигателем.

Важно! Следует помнить о том, что эксплуатация автомобиля с постоянно горящей сигнальной лампой давления масла в системе, запрещена.

Причины, которые могут привести к поломке масляного насоса:

  • Недостаточное количество уровня масла в системе смазки;
  • Выход из строя контрольных датчиков;
  • Применение некачественной или не соответствующей требованиям смазки;
  • Выход из строя клапана, регулирующего перепад давления;
  • Повышенный износ деталей узла;
  • Выход из строя прокладки узла;
  • Фильтрующий элемент засорен;
  • Маслоприёмник или корпус узла засорен.

Если причиной неисправности масляного насоса стало загрязнение, необходимо слить жидкость, снять картер силовой установки и провести очистку системы и деталей от грязи. В остальных случаях необходимо чётко диагностировать проблему и провести ремонт или замену необходимых агрегатов.

Проверка технического состояния

комплект насоса

Проверку насоса проводят при падении давления в системе, утечке жидкости, повышенном шуме и т.п. Действия зависят от модели и конструкции изделия, его основные шаги заключаются в следующем:

  • Проверка корпуса и крышки на наличие механических повреждений;
  • Оценка износа зубьев шестерён;
  • Оценка плотности закрытия крышки;
  • Замер зазоров между зубцами шестерён (допустимый предел 0,1-0,3 мм);
  • Замер зазоров между шестернями и корпусом (допустимый предел 0,1-0,25 мм);
  • Замер зазоров между торцами шестерён и корпусом (допустимый предел 0,14-0,25 мм);
  • Замер зазоров между осью и ведомой шестернёй (допустимый предел 0,017-0,057 мм);
  • Замер зазоров между валом насоса и корпусом (допустимый предел 0,016-0,055 мм) и др.

При нормальных показателях, причина неисправности в других устройствах системы. Если один из показателей не соответствует норме, требуется замена изношенной детали, или агрегата в целом.

Масляный насос, простой, надёжный, небольшой агрегат, который рассчитан на длительный период эксплуатации. При правильном уходе и использовании качественных компонентов, узел может прослужить несколько сот тысяч километров пробега. Основные требования, использование качественного масла, своевременная замена жидкости и фильтрующих элементов, соблюдение правил эксплуатации силовой установки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
MOTORAN.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: